Принципы применения народных инструментов фольклорной традиции в народно-певческом исполнительстве (к вопросу преподавания дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции»)

Авторы

  • О.С. Щербакова Алтайский государственный институт культуры
  • С.Н. Клоков Алтайский государственный институт культуры

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-246-254

Ключевые слова:

народно-певческое образование, синкретичность, фольклорное творчество, региональность, песенный жанр, музыкальное сопровождение

Аннотация

Обращение будущих руководителей народно-певческих коллективов к
разнообразным инструментам фольклорной традиции обусловлено как возросшим интересом
музыкантов к народной крестьянско-посадской музыкально-инструментальной культуре, так и
задачей сохранения стилистики песенно-инструментального языка, помогающей создать
этнический художественный образ фольклорных произведений. Специфика применения
традиционных фольклорных инструментов обусловлена синкретичностью фольклорного
творчества. Авторами представлена апробированная система применения народных инструментов
фольклорной традиции в народно-певческом исполнительстве, основанная на основополагающих
принципах. Выявленные и систематизированные в результате исследования принципы
применения народных инструментов фольклорной традиции в народно-певческом
исполнительстве могут служить теоретическим и методическим основанием организации
учебного процесса в образовательных учреждениях культуры и искусства по дисциплине
«Народные инструменты фольклорной традиции».

Биографии авторов

О.С. Щербакова , Алтайский государственный институт культуры

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой народного хорового пения Алтайского госу-
дарственного института культуры, г. Барнаул, Россия

С.Н. Клоков , Алтайский государственный институт культуры

доцент, заслуженный артист РФ, кафедра народного хорового пения Алтайского государственного
института культуры, г. Барнаул, Россия

Библиографические ссылки

Багрий Ю.А. 1983. Русские трещотки. В кн.: Памяти К. Квитки. М., Советский композитор: 149–165.

Бычков В.В. 2000. Музыкальные инструменты. Основы художественного ремесла. М., АСТ-Пресс, 176 с.

Вертков К.А. 1972. Типы русских гуслей. В кн.: Славянский музыкальный фольклор. М., Наука.

Каминская Е.А. 2015. Игра на ложках. Санкт-Петербург, Лань, 64 с.

Щуров В.М. 1986. Усердские пищики. В кн.: Музыкальная фольклористика. Вып. 3. Ред.-сост. А.А. Банин. М., Сов. Композитор: 269–282.

Банин А.А. 1997. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 248 c.

Бойко Ю.Е. 2015. Куда идти народным инструментам? Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 207: 45–69.

Браславский Д. 1983. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. М., Советская Россия, 90 с.

Буданков О.А., Вахутинский М.Б., Петров В.К. 1991. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. М., Музыка, 150 с.

Бычков В.В. 2015. Академизация русских народных инструментов: синтез или самостоятельность, единство или размежевание, друзья или соперники? Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 207: 90–109.

Варламов Д.И. 2015. Теория и практика народного инструментализма: от понятий к действиям. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 207: 9–23.

Десятов С.Е. 2002. Возрождение традиционной культуры в сценических формах (из опыта работы с песенно-инструментальным коллективом). В кн.: Ученые записки АГИИК. Ред. кол. О.Н. Труевцева. Барнаул, АГИИК: 210–211.

Имханицкий М.И. 2002. История исполнительства на русских народных инструментах. М., Изд-во РАМ им. Гнесиных, 351 с.

Кирюшина Т. В. 1989. Традиционная русская инструментальная культура. М., ГМПИ им Гнесиных, 52 с.

Мирек А. 1994. Гармоника: прошлое и настоящее. М., Изд-во ИнтерПракс, 756 с.

Рытов Д.А 2001. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: русские народные инструменты. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 384 с.

Фаминцын А.С. 1995. Скоморохи на Руси. Санкт-Петербург, Алетейя, 540 с.

Щербакова О.С., Клоков С.Н. 2018. Формирование профессиональных компетенций руководителей народно-певческих коллективов в процессе изучения дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции». Мирнауки, культуры, образования, 5 (72): 235–237.

Bendix R. 1997. In search of authenticity: The formation of Folklore Studies. Gulfport, Madison University of Wisconsin Press, 306p.

Montenyohl E. 1996. Divergent paths: on the evolution of "folklore" and "folkloristics". Journal of Folklore Research. Bloomington: Indiana University Press, 33(3): 232–235.


Просмотров аннотации: 440

Поделиться

Опубликован

2020-07-23

Как цитировать

Щербакова , О., & Клоков , С. (2020). Принципы применения народных инструментов фольклорной традиции в народно-певческом исполнительстве (к вопросу преподавания дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции»). Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(2), 246-254. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-246-254

Выпуск

Раздел

Педагогика