Произведения художественной литературы как сюжетная основа учебных кейсов при обучении медиации

Авторы

  • Антон Михайлович Деркач Гимназия № 505 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Наталья Михайловна Шестакова Гимназия № 505 Красносельского района Санкт-Петербурга

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-4-620-631

Ключевые слова:

школьная медиация, кейс-метод, учебные кейсы, обучение литературе в школе, внеурочная деятельность, воспитательная работа

Аннотация

Программа воспитания, реализуемая во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, предполагает ознакомление школьников с основами медиации. Одним из используемых методов является кейс-метод. Однако не выработаны требования к учебным кейсам, используемым при обучении основам медиации, проблемой остается их конструирование, а также отбор содержания. Одним из источников учебных кейсов могут являться произведения художественной литературы, в том числе входящие в школьную программу или изучаемые в рамках внеклассного чтения, соответствующие возрасту учащихся. Цель данного исследования – рассмотреть возможность конструирования учебных кейсов с использованием фрагментов произведений художественной литературы как сюжетной основы кейса и источников описания конфликтной ситуации. Проанализирована литература, посвященная кейс-методу и конструированию учебных кейсов. Отмечено, что конфликт литературных героев может быть предметом медиации, если он является конструктивным и является результатом субъект-субъектных отношений. Сформулированы общие требования, предъявляемые к учебному кейсу. Учебный кейс, построенный на основе фрагмента литературного произведения, создается с учетом правдоподобности описания ситуации (за исключением сказочных и фантастических кейсов), полноты фактов, отсутствия избыточных сведений, соответствия моральным и этическим нормам, возрасту, интересам, уровню подготовки учащихся. Так как кейс предполагает обсуждение в группе, то описанная во фрагменте литературного произведения ситуация должна содержать проблему, которая не может быть разрешена одним однозначно верным способом. Результатом исследования стали примерные требования к отбору фрагментов литературных произведений, используемых при конструировании учебных кейсов для учащихся 6–9-х и 10–11-х классов. Исследование вносит вклад в теорию и практику обучения медиации: впервые обосновано и описано использование фрагментов поэтических произведений как сюжетной основы учебных кейсов, приведен пример такого задания, кратко проанализированы результаты его апробации в ходе опытно-экспериментальной работы.

Биографии авторов

Антон Михайлович Деркач, Гимназия № 505 Красносельского района Санкт-Петербурга

кандидат педагогических наук, учитель химии, заведующий экспериментальной площадкой ГБОУ гимназии № 505 Красносельского района,
г. Санкт-Петербург, Россия

Наталья Михайловна Шестакова, Гимназия № 505 Красносельского района Санкт-Петербурга

директор, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 505 Красносельского района,
г. Санкт-Петербург, Россия

Библиографические ссылки

Гладких И.В. 2005. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 2(16): 169−194.

Деркач А.М. 2010. Кейс-метод в обучении органической химии: составление и использование заданий. Среднее профессиональное образование, 11: 45−47.

Дубовицкая Т.Д., Горшенина Е.В. 2019. Конфликт в художественном произведении как предмет конфликтологического анализа и медиации. В кн.: Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира. Материалы Третьего Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов (Санкт-Петербург, 15−16 ноября 2019 г.). Под ред. А.В. Алейникова. Санкт-Петербург, Фонд развития конфликтологии: 121−123.

Коновалов А.Ю. 2012. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Под ред. Л.М. Карнозовой. Москва, МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 256 с.

Коновалов А.Ю. 2023. Количественный мониторинг деятельности школьных служб примирения за 2021 год, проведенный в рамках всероссийской ассоциации восстановительной медиации. Вестник восстановительной юстиции, 17: 119−126.

Лебедева К.А., Деркач А.М. 2019. Сочетание приемов и методов обучения медиации конфликтов. Ученые записки Института управления образованием Российской академии образования, 2(70): 72−75.

Луков В.А. 2010. Конфликт в литературном произведении. Знание. Понимание. Умение, 5. Филология. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2010/5/Lukov_Vl/ (дата обращения: 13.09.2023).

Маруневич О.В., Симонова О.Б. 2021. Особенности применения электронных кейсов при обучении иностранному языку студентов юридических и экономических специальностей: методический и педагогический аспекты. Самарский научный вестник, 10(2): 281−285. DOI: 10.17816/snv2021102310.

Микляева А.В. 2016. Системно-деятельностный подход в подготовке школьных медиаторов. Нижегородское образование, 2: 36−40.

Науменко А.С. 2016. Речевой конфликт и речевая агрессия в отечественной детской литературе. Волжский вестник науки, 3-4: 20−22.

Орлова М.В. 2018. Служба школьной медиации: обучение альтернативным способам урегулирования конфликтов. В кн.: Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 02 апреля 2018 г.). Под ред. И.В. Васютенковой. Санкт-Петербург, Ленинградский областной институт развития образования, 163−170.

Сморгунова В.Ю., Калинина Е.Ю., Рымкевич Я.А. 2018. Медиация в образовательной сфере. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 184 с.

Соловьева С.В. 2019. Интерактивные методы обучения медиации и медиативному подходу. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 1: 175−181.

Тарабаева В.Б., Кролевецкая Е.Н. 2020. Проектирование доброжелательной образовательной среды педагогического института. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(3): 443−454. DOI: 10.18413/2712-7451-2020-39-3-443-454.

Темина С.Ю. 2019. Основные направления реализации кейс-технологии в дистанционном педагогическом образовании. Журнал педагогических исследований, 4(5): 68−71.

Темина С.Ю., Андриади И.П. 2014. Кейс-метод в педагогическом образовании: теория и технология реализации. Москва, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 202 с.

Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Гетманская Е.В. 2023. Преемственность в школьном изучении литературы: сравнительно-исторический аспект. Педагогика и психология образования, 3: 24−37. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-24-37.

Шередекина О.А. 2023. Формирование прагматической компетенции будущих юристов посредством кейс-технологии (на примере медиации). Азимут научных исследований: педагогика и психология, 12−2(43): 107−110. DOI: 10.57145/27128474_2023_12_02_22.

Grimal L., Marty P., Perez S., Troussier N., Perpignan C., Reyes T. 2020. Case study: located pedagogical situations to improve global sustainable skills in engineering education and universities. Procedia CIRP, 90: 766−771. DOI: 10.1016/j.procir.2020.02.136.

Radi Afsouran N., Charkhabi M., Siadat S.А, Hoveida R., Oreyzi H., Thornton G. 2018. Case-method teaching: advantages and disadvantages in organizational training. Journal of Management Development, 37(9−10): 711−720. DOI: 10.1108/JMD-10-2017-0324


Просмотров аннотации: 100

Поделиться

Опубликован

2023-12-29

Как цитировать

Деркач, А. М., & Шестакова, Н. М. (2023). Произведения художественной литературы как сюжетная основа учебных кейсов при обучении медиации. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(4), 620-631. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-4-620-631

Выпуск

Раздел

Педагогика