Как цифровые технологии мотивируют студентов к обучению

Авторы

  • Лана Викторовна Лазарева Пензенский государственный университет
  • Наталья Михайловна Стяжкова Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-4-658-671

Ключевые слова:

цифровая образовательная среда вуза, мотивация, учебная мотивация, студент

Аннотация

Поиск способов мотивации студентов к обучению – «вечная» педагогическая проблема. Современные тенденции формирования мотивации предлагают использовать цифровые технологии. На основе современных отечественных и зарубежных исследований авторами был изучен опыт применения цифровых технологий в вузе, наиболее перспективные формы использования цифровых технологий в образовательной среде вуза. Цель исследования – экспериментально оценить эффективность использования цифровых технологий в образовательном процессе вуза и их влияние на учебную мотивацию. Эксперимент проходил на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. В нём участвовали 53 студента, средний возраст – 20 лет. Для оценки качества знаний использовалась цифровая технология – электронное тестирование с обратной связью. Для определения уровня учебной мотивации студентов применялся опросник О.А. Ворониной «Моя учёба в вузе». Анализ результатов показал, что качество знаний выше среди тех студентов, где цифровая технология применялась систематически. Полученные данные показали рост интереса к обучению в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Это подтверждает эффективность использования цифровых технологий в образовательном процессе вуза. Дополнительно отмечены риски работы студентов в цифровой образовательной среде, а также необходимость специальной подготовки педагогических кадров вуза в условиях цифровизации.

Биографии авторов

Лана Викторовна Лазарева, Пензенский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и психология», Пензенский государственный университет,
г. Пенза, Россия

Наталья Михайловна Стяжкова, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
г. Пенза, Россия

Библиографические ссылки

Ажмухамедов И.М., Кузнецова В.Ю. 2021. Оценка восприимчивости участника образовательного процесса к рискам цифрового обучения в зависимости от его цифрового профиля. Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии, 2(54): 24−30.

Баюкова С.Д., Карева Л.А. 2022. Педагогическое стимулирование познавательной активности студентов как условие повышения продуктивности обучения (на опыте применения ИКТ в преподавании ия). Вестник педагогических наук, 3−3: 89−91.

Воробьёв Н.Б., Бурханова И.Ю., Ершова Е.А., Ершов Д.С. 2022. Технологии развития познавательной активности студентов бакалавриата. Глобальный научный потенциал, 10(139): 156−158.

Воронина О.А. 2008. Диагностика отношения студентов к учебной деятельности. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 3: 159–163.

Готская И.Б., Готская А.И. 2023. Цифровизация и цифровая трансформация вузов: уточнение понятийного ряда, особенности, проблемы. Современное образование: традиции и инновации, 1: 12−17. DOI: 10.51623/23132027_231_12.

Даниленко С.В., Ваньков Б.П., Мартынюк Ю.М. 2020. Содержание курсов повышения квалификации преподавателей вуза в условиях цифровизации образования. Вестник Тульского филиала Финуниверситета, 1: 409−410.

Журтов А.Б., Арсакаева Х.С., Джемалдинова М.Ю. 2021. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе современного ВУЗа. Мир науки, культуры, образования, 1(86): 188−189. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186-188-189.

Колоскова Г.А. 2021. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов. Вопросы методики преподавания в вузе, 10(37): 99−106. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.37.08.

Конюхов В.Г. 2022. О применении цифровых технологий для повышения познавательной активности студентов. Инновации. Наука. Образование, 51: 149−151.

Мамедова Г.С. 2022. Организация самостоятельной работы магистров с использованием информационных и коммуникационных технологий. Мир науки, культуры, образования, 5(96): 137−139. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-596-137-139.

Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. 2021. Цифровые технологии в образовании: возможности и риски, преимущества и ограничения. Профессиональное образование в современном мире, 11(1): 23−34. DOI: 10.20913/2618-7515-2021-1-12.

Семенова Л.М. 2019. Цифровизация в современном вузе: реалии и перспективы развития. Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика, 8(4): 9−14. DOI: 10.12737/article_5d4d6a451b1719.56070357.

Шибанова Ю.В., Зимина К.А. 2021. Цифровые технологии как средство развития учебной мотивации студентов среднего профессионального образования. Modern Science, 1−2: 335−338.

Badejo J.A., Chakraborty J. 2022. The effects of technology on incarcerated student motivation and engagement in classroom-based learning. Human-Intelligent Systems Integration, 4(3): 71–80. DOI: 10.1007/s42454-022-00044-8.

Chiu T.K.F., Moorhouse B., Chai Ch., Ismailov M. 2023. Teacher support and student motivation to learn with Artificial Intelligence (AI) based chatbot. Interactive Learning Environments. DOI: 10.1080/10494820.2023.2172044.

Francis Ja. 2017. The Effects of Technology on Student Motivation and Engagement in Classroom-Based Learning. All Theses and Dissertations, 121. Available At: https://dune.une.edu/theses/121 (accessed: 3.06.2023).

Ginzburg T., Barak M. 2023. Technology-Enhanced Learning and Its Association with Motivation to Learn Science from a Cross-Cultural Perspective. Journal of Science Education and Technology, 32(4): 597–606. DOI: 10.1007/s10956-023-10048-x.

Kim H.J., Hong A.J., Song H. 2019. The roles of academic engagement and digital readiness in students’ achievements in university e-learning environments. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 16(1): 21. DOI: 10.1186/s41239-019-0152-3.¬

Lin Y., Yu Z. 2023. Extending Technology Acceptance Model to higher-education students’ use of digital academic reading tools on computers. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 20: 34. DOI: 10.1186/s41239-023-00403-8.

Noor U., Younas M., Aldayel H., Menhas R. 2022. Learning behavior, digital platforms for learning and its impact on university student's motivations and knowledge development. Frontiers in Psychology, 13: 933974. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.933974.

Reyes J.D.C. 2023. Teachers’ ability, attitude, and acceptance towards distance learning. Journal of Digital Educational Technology, 3(2): ep2307. DOI: 10.30935/jdet/13349.

Stramkale L. 2023. University Students’ Perspectives on Online Learning via the Microsoft Teams Platform. Journal of Education Culture and Society, 14(1): 400–414. DOI: 10.15503/jecs2023.1.400.414.


Просмотров аннотации: 58

Поделиться

Опубликован

2023-12-29

Как цитировать

Лазарева, Л. В., & Стяжкова, Н. М. (2023). Как цифровые технологии мотивируют студентов к обучению. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(4), 658-671. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-4-658-671

Выпуск

Раздел

Педагогика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)