Манипулятивные стратегии в репрезентации имиджевых характеристик политических деятелей в американском массмедийном дискурсе

Авторы

  • Ирина Николаевна Коренецкая Псковский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-4-752-760

Ключевые слова:

политический дискурс, медийный дискурс, политический имидж, коммуникативная стратегия, манипуляция

Аннотация

Одна из характерных черт современного политического дискурса – манипулятивность – особенно ярко проявляется в номинации имиджевых характеристик. При этом в научном дискурсе накоплено недостаточное количество исследований, посвященных анализу политических текстов на предмет вербальной репрезентации манипулятивных стратегий. Автором были проанализированы средства манипулятивного воздействия в американском политическом медийном дискурсе. Результаты показали, что манипулятивное воздействие при формировании имиджа политика реализуется посредством включения позитивно окрашенной лексики, отсылающей к американским ценностям (стратегия апелляции к значимым концептам и архетипам). Выявлено, что политики реализуют стратегию «я – один из вас», позиционируя самого себя как выходца из народа. Индикаторами данной стратегии выступают наречие together, местоимения we, our, us и иные лексические средства. В некоторых ситуациях американские политики подчеркивают свою активную жизненную позицию, нонконформизм, прогрессивность взглядов (стратегия лидерства). Выделена стратегия, сущность которой – в подчеркивании искренности, честности и декларировании отказа от политических интриг. Реже используется стратегия инвективной номинации, когда политик вместо того, чтобы акцентировать собственные положительные качества, прямо оскорбляет своих оппонентов. Результаты исследования вносят вклад в уточнение представлений о функционировании и эволюции англоязычного политического дискурса.

Биография автора

Ирина Николаевна Коренецкая, Псковский государственный университет

доцент кафедры иностранных языков для нелингвистических направлений, Псковский государственный университет,
г. Псков, Россия

Библиографические ссылки

Алекберова И.Э., Сувирова А.Ю. 2019. Феномен манипуляции в политическом дискурсе телеинтервью. Вестник РМАТ, 1: 18−22.

Алексеев А.Б. 2019. Манипуляция в американском политическом дискурсе: лингвопрагматический аспект. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика, 19(2): 176−180. DOI: 10.18500/1817-7115-2019-19-2-176-180

Бредихин С.Н., Гасанов Б.В.2022. К проблеме делимитации образа и имиджа в политическом медиадискурсе. Научная мысль Кавказа, 1(109): 110−116.

Дьяченко И.А., Королева Т.А., Петрухина О.П. 2020.Средства манипуляции в политическом дискурсе (на материале выступлений Д. Трампа). Филологические науки. Вопросы теории и практики, 13(9): 212−215. DOI: 10.30853/filnauki.2020.9.39

Егорова Л.Г. 2008. Имиджевый текст как феномен современного информационного пространства. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филология, социальные коммуникации, 21(60)(1): 115−119.

Казяба В.В., Бармина Д.Э. 2022. Лингвистическая характеристика кэпшн интернет-публикаций американских инфлюенсеров. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание, 21(3): 176−191. DOI: 10.15688/jvolsu2.2022.3.14

Латыпова Ю.А. 2021. Концепты light и darkness в предвыборной речи Джо Байдена. Международный научно-исследовательский журнал, 12−5(114): 47−50. DOI: 10.23670/IRJ.2021.114.12.162

Махина А.И., Коптякова Е.Е. 2020. Политический дискурс как объект лингвистического исследования. Мир науки, культуры, образования, 1(80): 347−349. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00140

Музычук Т.Л., Литовкина А.М. 2019. Имидж в массмедийном пространстве: лингводискурсивный портрет. Вопросы теории и практики журналистики, 8(4): 839−843. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(3).839-843

Тибинько Н.Д. 2011. Манипуляция в политическом дискурсе. Вестник Челябинского государственного университета, 3(218): 134−137.

Чикилева Л.С. 2016. Роль вербальных и невербальных средств в создании имиджа. Российский гуманитарный журнал, 5(2): 220−232. DOI: 10.15643/libartrus-2016.2.11

Dobrynina E.N., Kirnichuk A.V. 2021. Internet-meme as a means of manipulating public consciousness in political discourse. Deutsche Internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft, 20: 45−55. DOI: 10.24412/2701-8369-2021-20-45-55

Farkas X., Bene M. 2021. Images, Politicians, and Social Media: Patterns and Effects of Politicians’ Image-Based Political Communication Strategies on Social Media. The International Journal of Press/Politics, 26(1): 119−142. DOI: 10.1177/1940161220959553

Printsipalova O. 2021. Image-Forming Potential of Nominations in Political Discourse. Social Science Research Network, May 5, 2021. DOI: 10.2139/ssrn.3836910


Просмотров аннотации: 45

Поделиться

Опубликован

2023-12-29

Как цитировать

Коренецкая, И. Н. (2023). Манипулятивные стратегии в репрезентации имиджевых характеристик политических деятелей в американском массмедийном дискурсе. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(4), 752-760. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-4-752-760

Выпуск

Раздел

Языкознание