Манипулятивные стратегии в репрезентации имиджевых характеристик политических деятелей в американском массмедийном дискурсе
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-4-752-760Ключевые слова:
политический дискурс, медийный дискурс, политический имидж, коммуникативная стратегия, манипуляцияАннотация
Одна из характерных черт современного политического дискурса – манипулятивность – особенно ярко проявляется в номинации имиджевых характеристик. При этом в научном дискурсе накоплено недостаточное количество исследований, посвященных анализу политических текстов на предмет вербальной репрезентации манипулятивных стратегий. Автором были проанализированы средства манипулятивного воздействия в американском политическом медийном дискурсе. Результаты показали, что манипулятивное воздействие при формировании имиджа политика реализуется посредством включения позитивно окрашенной лексики, отсылающей к американским ценностям (стратегия апелляции к значимым концептам и архетипам). Выявлено, что политики реализуют стратегию «я – один из вас», позиционируя самого себя как выходца из народа. Индикаторами данной стратегии выступают наречие together, местоимения we, our, us и иные лексические средства. В некоторых ситуациях американские политики подчеркивают свою активную жизненную позицию, нонконформизм, прогрессивность взглядов (стратегия лидерства). Выделена стратегия, сущность которой – в подчеркивании искренности, честности и декларировании отказа от политических интриг. Реже используется стратегия инвективной номинации, когда политик вместо того, чтобы акцентировать собственные положительные качества, прямо оскорбляет своих оппонентов. Результаты исследования вносят вклад в уточнение представлений о функционировании и эволюции англоязычного политического дискурса.
Библиографические ссылки
Алекберова И.Э., Сувирова А.Ю. 2019. Феномен манипуляции в политическом дискурсе телеинтервью. Вестник РМАТ, 1: 18−22.
Алексеев А.Б. 2019. Манипуляция в американском политическом дискурсе: лингвопрагматический аспект. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика, 19(2): 176−180. DOI: 10.18500/1817-7115-2019-19-2-176-180
Бредихин С.Н., Гасанов Б.В.2022. К проблеме делимитации образа и имиджа в политическом медиадискурсе. Научная мысль Кавказа, 1(109): 110−116.
Дьяченко И.А., Королева Т.А., Петрухина О.П. 2020.Средства манипуляции в политическом дискурсе (на материале выступлений Д. Трампа). Филологические науки. Вопросы теории и практики, 13(9): 212−215. DOI: 10.30853/filnauki.2020.9.39
Егорова Л.Г. 2008. Имиджевый текст как феномен современного информационного пространства. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филология, социальные коммуникации, 21(60)(1): 115−119.
Казяба В.В., Бармина Д.Э. 2022. Лингвистическая характеристика кэпшн интернет-публикаций американских инфлюенсеров. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание, 21(3): 176−191. DOI: 10.15688/jvolsu2.2022.3.14
Латыпова Ю.А. 2021. Концепты light и darkness в предвыборной речи Джо Байдена. Международный научно-исследовательский журнал, 12−5(114): 47−50. DOI: 10.23670/IRJ.2021.114.12.162
Махина А.И., Коптякова Е.Е. 2020. Политический дискурс как объект лингвистического исследования. Мир науки, культуры, образования, 1(80): 347−349. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00140
Музычук Т.Л., Литовкина А.М. 2019. Имидж в массмедийном пространстве: лингводискурсивный портрет. Вопросы теории и практики журналистики, 8(4): 839−843. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(3).839-843
Тибинько Н.Д. 2011. Манипуляция в политическом дискурсе. Вестник Челябинского государственного университета, 3(218): 134−137.
Чикилева Л.С. 2016. Роль вербальных и невербальных средств в создании имиджа. Российский гуманитарный журнал, 5(2): 220−232. DOI: 10.15643/libartrus-2016.2.11
Dobrynina E.N., Kirnichuk A.V. 2021. Internet-meme as a means of manipulating public consciousness in political discourse. Deutsche Internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft, 20: 45−55. DOI: 10.24412/2701-8369-2021-20-45-55
Farkas X., Bene M. 2021. Images, Politicians, and Social Media: Patterns and Effects of Politicians’ Image-Based Political Communication Strategies on Social Media. The International Journal of Press/Politics, 26(1): 119−142. DOI: 10.1177/1940161220959553
Printsipalova O. 2021. Image-Forming Potential of Nominations in Political Discourse. Social Science Research Network, May 5, 2021. DOI: 10.2139/ssrn.3836910
Просмотров аннотации: 105
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Ирина Николаевна Коренецкая
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.