К начальной истории педагогической библиографии
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-1-61-71Ключевые слова:
педагогическая библиография, история народного образования и педагогики, Ф.Н. Медников, педагогические журналыАннотация
Отечественная педагогическая библиография сформировалась во второй половине XIX века. Анализ исследований показал, что история ее становления имеет лакуны. В работе реконструирована начальная история ее формирования, выявлены предпосылки ее зарождения; реконструирована история разработки концепции педагогической библиографии Ф.Н. Медниковым и подготовки В.И. Межовым первых библиографических указателей по педагогике; уточнена ведущая роль педагогической науки и практики в ее становлении; сформулированы основные теоретико-методологические положения. Первое из них касается институциональной природы педагогической библиографии, предполагающей участие в ее создании органов управления в сфере народного образования и педагогических библиотек. Второе положение связано с ее комплексностью, предполагающей ведущую роль педагогов и руководства в сфере образования, обеспечивающих с одной стороны перманентную разработку ее содержания, с другой – являющихся потребителями библиографической информации. Третье положение касается структуры педагогической библиографии. Результаты исследования подтвердили практическую значимость и актуальность данных положений, что создает условия их использования в педагогической библиографии.
Библиографические ссылки
Список источников
Зиневич Н.А. 1964. Библиография педагогическая. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. Т.1: А−Е. Москва, Советская энциклопедия, стб. 211−218.
Межов В.И. 1865. Литература русской педагогики, дидактики и методики. Т. 1: За 1859−1864 с обозначением всех вышедших за этот период времени учебников по всем предметам. Санкт-Петербург, Печатня В. Головина, 125 с.
Межов В.И. 1868. Литература русской педагогики, дидактики и методики: т. 1−3. Т. 2: За 1864 и 1865 гг.: библиографический указатель книг и статей, относящихся до народного просвещения в России вообще и до воспитания в особенности, вышедших в 1864 и 1865 гг. Санкт-Петербург, Печатня В. Головина, 196 с.
Межов В.И. 1877. Литература русской педагогики, дидактики и методики: т. 1−3. Т. 3: 1866−1872. Санкт-Петербург, Типография и фототипия В.И. Штейна, 629 с.
Сборник постановлений по министерству народного просвещения. 1864. Т. 1: Царствование императора Александра I, 1802–1825 г. Санкт-Петербург, Типография В. С. Балашева, 1664 стлб.
Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 1865. Т. 3: Царствование императора Александра II, 1855−1864. Санкт-Петербург, Типография Императорской академии наук, 1434 стлб.
Pope A. 1963. The Dunciad. Ed. J.R. Sutherland. London, Publ. Methuen & Co, 491 p.
Список литературы
Анастасевич В.Г. 1811. О библиографии. Улей, 1(1): 14−28.
Бибихин В.В. 1997. Комментарии. Лабиринт света и рай сердца (1623). В кн.: Коменский Я.А. Сочинения. Пер. с чешск. Н.П. Степанова; пер. с лат. В.В. Бибихина, О.А. Литвиновой, М.М. Сокольской, В.И. Ивановского, Н.С. Терновского. Под ред. А.Л. Субботина. Москва, Наука, 407–417.
Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицина А.П. 2008. Резервы повышения качества диссертационных исследований по педагогике. Сибирский педагогический журнал, 3: 9−37.
Георгиевский А.И. 1902. К истории Ученого комитета Министерства народного просвещения. Санкт-Петербург, Сенатская типография, 202 с.
Демков М.И. 1909. История русской педагогики: в 3-х ч. Ч. 3: Новая русская педагогика. (XIX в.). Москва, издание автора, VIII, 532 с.
Коменский Я.А. 1982. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. Под ред. А.И. Пискунова. Москва, Педагогика, 576 с.
Магер К. 1857. Что такое педагогика? Журнал для воспитания: Руководство для родителей и преподавателей, 1: 394–410.
Машкова М.В. 1969. История русской библиографии начала XX века (до октября 1917). Москва, Книга, 492 с.
Медников Ф.Н. 1865(а). Значение и условия педагогической библиографии. Учитель, 9: 318−324.
Медников Ф.Н. 1865(б). О составлении библиографического указателя русской педагогической литературы. Учитель, 10: 367−374.
Медников Ф.Н. 1865(в) Первый отчет по составлению библиографического указателя русской педагогической литературы. Учитель, 22−23: 913−916.
Минцлов Р.И. 1858. Что такое библиография и что от нее требуется? Библиографические записки, 12: 383.
Михеева Г.В. 2012. История русской библиографии (февраль 1917–1921 гг.). Ч. 2. Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека, 622 с.
Пашкова Т.А., Каменева Е.А., Карасев Е.А., Куцевалов Н.А., Русскова Д.Е. 2019. Каталоги учебных книг для средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения: к истории возникновения (1830–1860-е гг.). Вопросы образования, 3: 257–275. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-257-275
Плешкевич Е.А. 2016. Документально-информационный подход в контексте методологии постнеклассического познания в библиографоведении и библиотековедении. Библиосфера, 1: 3−9. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-1-3-9
Плешкевич Е.А. 2022. Методология отечественного библиотековедения: очерки истории и теории. Саратов, Техно-Декор, 324 с.
Ушинский К.Д. 1948. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2. Педагогические статьи, 1857–1861 гг. Москва, Ленинград, Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 655 с.
Толль Ф.Г. 1862. Наша детская литература: Опыт библиографии современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении. Санкт-Петербург, типография Э. Веймара, 332 с.
Просмотров аннотации: 68
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Евгений Александрович Плешкевич
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.