Дескрипторы и показатели безопасности жизнедеятельности педагога в современном меняющемся мире

Авторы

  • Анна Валерьевна Кандаурова Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-2-158-173

Ключевые слова:

безопасность жизнедеятельности, меняющийся мир, педагог, показатели

Аннотация

Педагогическая деятельность, сопряженная со множеством вариативных ситуаций взаимодействия, высокой степенью общественной ответственности и тотальными изменениями на протяжении нескольких десятилетий формирует у профессиональных педагогов стабильное чувство фрустрации, сниженного эмоционального фона, провоцирует на различные профессиональные деформации. Современное состояние проблемы безопасности жизнедеятельности педагога редко является предметом научного исследования и прежде всего в педагогике. Целью исследования является теоретическое обоснование дескрипторов и показателей безопасности жизнедеятельности современного педагога и эмпирическая апробация критериально-оценочной системы ее диагностики. В работе обоснованы основные дескрипторы безопасности педагога, согласно которым выбраны показатели и подобраны диагностические процедуры, позволяющие оценить реальное состояние безопасной жизнедеятельности современного педагога. В результате доказаны недостаток личностных ресурсов в жизнедеятельности педагога; неготовность к самоизменениям; низкое состояние благополучия и удовлетворенности жизнью у современного педагога. Предложенная критериально-оценочная система может стать первым этапом на пути сохранения педагогических кадров; основой для разработки программ в системе повышения квалификации и внутрифирменного обучения по развитию личностного потенциала, преумножения личностных ресурсов педагогических работников.

Биография автора

Анна Валерьевна Кандаурова , Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики воспитания и социальной работы института педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия.

Библиографические ссылки

Абульханова-Славская К.А. 1991. Стратегия жизни. Москва, Мысль, 299 с.

Агапов B.C., Лужнёв А.Н., Секач М.Ф. 2010. Психология безопасности: оценка качества жизни персонала организации. В кн.: Всемирная акад. наук комплексной безопасности. Москва, АПКиППРО,114 с.

Андреева Г.М. 2013. Образ мира и/или реальный мир? Вопросы психологии, 3: 33а–43.

Антонов Н.В., Бражник Е.И., Гибадуллина Ю.М. 2021. Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве. Под ред. Н.Г. Миловановой. Тюмень, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 192 с.

Баева И.А. 2012. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии как составляющие профессиональной компетентности выпускника психолого-педагогического профиля. UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета, 1: 93–106.

Баева И.А. 2007. Психология безопасности: история, становление, перспективы. Национальный психологический журнал, 1(2): 65–69.

Башкатов С.А. 2013. Зависимость характеристик личностного благополучия от социально-биологических показателей. Вестник ВЭГУ, 64(2): 10–20.

Барцевич В.Н. 2012. Психологическая безопасность учащихся в системе взаимодействия «учитель-ученик». Теоретическая и экспериментальная психология. 5-2: 37–47.

Водопьянова Н.Е. 2009. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург, Питер, 336 с.

Духновский С.В. 2009. Диагностика межличностных отношений. Санкт-Петербург, Речь, 141 с.

Жизнь после BANI. Восход новых миров. 2022. Дзен. Статьи, 25 августа 2022 г. URL: https://dzen.ru/a/Ywcj_TypnBlyjaPG (дата обращения: 12.01.2024).

Зинченко В.П. 2007. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? Вопросы психологии. 6: 3–20.

Заусенко И.В. 2012. Психологическое благополучие педагога. Педагогическое образование в России. 2: 28–31.

Зотова О.Ю., Тарасова Л.В., Карапетян Л.В. 2019. Психологическая безопасность пожилых людей. Ярославский педагогический вестник, 5(110): 88–98. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10527

Иваницкий А.В. 2015. Психологический ресурс как интегральная характеристика личности. Современные проблемы науки и образования, 2–3: 157.

Кандаурова А.В. 2020. Непрерывное образование и профессиональное развитие педагога как ресурс жизнестойкости в меняющемся мире. В кн.: Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность. Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции (г. Москва, 18-19 июня 2020 г.). Сост. Н. И. Шевченко. Москва, МГПУ, А-Приор: 250–256.

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Особенности эмоционально-личностного благополучия педагогов. Педагогическое образование в России, 7(24): 304–308.

Кисляков П.А. 2012. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления форм1фования. Современные исследования социальных проблем, 5(13): URL: http://sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/5/kislyakov.pdf. (дата обрщения: 06.01.2024).

Краснянская Т.М. 2005. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности. Вестник Ставропольского государственного университета, 40: 145–153.

Куликов Л.В. 2000. Детерминанты удовлетворенности жизнью. В кн.: Общество и политика: современные исследования, поиск концепций. Под ред. В.Ю. Большакова. Санкт-Петербург, Издательство Санкт-Петербургского университета: 476–510.

Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. 2020. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности. Консультативная психология и психотерапия, 28(4): 35–58. DOI:10.17759/cpp.2020280403

Пергаменщик Л.А. 2022. Условие пробуждения личности для экзистенции. В кн.: Психологический Vademecum. Метатеория: социокультурно-контекстуальная интердетерминация диалогизма. Сборник научных статей. Под ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Витебск, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова: 11–14.

Рубинштейн С.Л. 1982. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. Москва, Издательство Московского университета: 28–34.

Сафин, А.А. 2017. Критерии социальной безопасности педагога. Современные наукоемкие технологии. 9: URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36815 (дата обращения: 27.01.2024).

Селигман М.Э.П. 2006. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. Пер. с англ. под ред. И. Солухи. Москва, София, 368 с. (Seligman M. E. P. 2002. Authentic happiness: Using the new positive psychology to realize your potential for lasting fulfillment. New York, Free Press.)

Семенова Н.А., Павлова С.А. 2023. Взаимосвязь готовности к изменениям и самоорганизации у преподавателей высшей школы. Психолого-педагогические исследования, 15(2): 87–105. DOI: 10.17759/psyedu.2023150206

Сухов А.Н. 2022. Социально-психологическая характеристика безопасности личности. Вестник Московского университета МВД России, 2: 317‒323. DOI: 10.24412/2073-0454-2022-2-317-323

Чумак И.А. 2013. Методологические ориентиры исследования социальной безопасности как составляющей обеспечения национальной безопасности России. Вестник ПГЛУ. 3: 112-114.

Kornilova T.V., Chumakova M.A. 2014. Tolerance and intolerance of ambiguity in the modification of Budner's questionnaire. Экспериментальная психология, 7(1): 92–110.


Просмотров аннотации: 70

Поделиться

Опубликован

2024-06-30

Как цитировать

Кандаурова , А. В. (2024). Дескрипторы и показатели безопасности жизнедеятельности педагога в современном меняющемся мире . Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 43(2), 158-173. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-2-158-173

Выпуск

Раздел

Педагогика