Descriptors and Indicators of Teacher's Life Safety in the Modern Changing World

Authors

  • Anna V. Kandaurova Herzen Russian State Pedagogical University

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-2-158-173

Keywords:

life safety, changing world, teacher, indicators

Abstract

Pedagogical activity, coupled with a variety of variable situations of interaction, a high degree of social responsibility and total changes for several decades, forms a stable feeling of frustration among professional teachers, a reduced emotional background, and provokes various professional deformations. The current state of the problem of a teacher's life safety is rarely the subject of scientific research, and primarily in pedagogy. The purpose of the study is the theoretical substantiation of descriptors and indicators of a modern teacher’s life safety and the empirical approbation of a criterion-based evaluation system for its diagnosis. The paper substantiates the main descriptors of teacher safety, according to which indicators are selected and diagnostic procedures are chosen to assess the real state of safe life of a modern teacher. As a result, the lack of personal resources in the life of a teacher; unpreparedness for self-change; the low state of well-being and life satisfaction of a modern teacher are proved. The proposed criteria-based assessment system can become the first stage towards the preservation of teaching staff; the basis for the development of programs in the system of professional development and in-house training for the development of personal potential, the multiplication of personal resources of teaching staff.

Author Biography

Anna V. Kandaurova, Herzen Russian State Pedagogical University

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Education and Social Work at the Institute of Pedagogy, Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia.

References

Абульханова-Славская К.А. 1991. Стратегия жизни. Москва, Мысль, 299 с.

Агапов B.C., Лужнёв А.Н., Секач М.Ф. 2010. Психология безопасности: оценка качества жизни персонала организации. В кн.: Всемирная акад. наук комплексной безопасности. Москва, АПКиППРО,114 с.

Андреева Г.М. 2013. Образ мира и/или реальный мир? Вопросы психологии, 3: 33а–43.

Антонов Н.В., Бражник Е.И., Гибадуллина Ю.М. 2021. Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве. Под ред. Н.Г. Миловановой. Тюмень, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 192 с.

Баева И.А. 2012. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии как составляющие профессиональной компетентности выпускника психолого-педагогического профиля. UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета, 1: 93–106.

Баева И.А. 2007. Психология безопасности: история, становление, перспективы. Национальный психологический журнал, 1(2): 65–69.

Башкатов С.А. 2013. Зависимость характеристик личностного благополучия от социально-биологических показателей. Вестник ВЭГУ, 64(2): 10–20.

Барцевич В.Н. 2012. Психологическая безопасность учащихся в системе взаимодействия «учитель-ученик». Теоретическая и экспериментальная психология. 5-2: 37–47.

Водопьянова Н.Е. 2009. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург, Питер, 336 с.

Духновский С.В. 2009. Диагностика межличностных отношений. Санкт-Петербург, Речь, 141 с.

Жизнь после BANI. Восход новых миров. 2022. Дзен. Статьи, 25 августа 2022 г. URL: https://dzen.ru/a/Ywcj_TypnBlyjaPG (дата обращения: 12.01.2024).

Зинченко В.П. 2007. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? Вопросы психологии. 6: 3–20.

Заусенко И.В. 2012. Психологическое благополучие педагога. Педагогическое образование в России. 2: 28–31.

Зотова О.Ю., Тарасова Л.В., Карапетян Л.В. 2019. Психологическая безопасность пожилых людей. Ярославский педагогический вестник, 5(110): 88–98. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10527

Иваницкий А.В. 2015. Психологический ресурс как интегральная характеристика личности. Современные проблемы науки и образования, 2–3: 157.

Кандаурова А.В. 2020. Непрерывное образование и профессиональное развитие педагога как ресурс жизнестойкости в меняющемся мире. В кн.: Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность. Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции (г. Москва, 18-19 июня 2020 г.). Сост. Н. И. Шевченко. Москва, МГПУ, А-Приор: 250–256.

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Особенности эмоционально-личностного благополучия педагогов. Педагогическое образование в России, 7(24): 304–308.

Кисляков П.А. 2012. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления форм1фования. Современные исследования социальных проблем, 5(13): URL: http://sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/5/kislyakov.pdf. (дата обрщения: 06.01.2024).

Краснянская Т.М. 2005. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности. Вестник Ставропольского государственного университета, 40: 145–153.

Куликов Л.В. 2000. Детерминанты удовлетворенности жизнью. В кн.: Общество и политика: современные исследования, поиск концепций. Под ред. В.Ю. Большакова. Санкт-Петербург, Издательство Санкт-Петербургского университета: 476–510.

Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. 2020. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности. Консультативная психология и психотерапия, 28(4): 35–58. DOI:10.17759/cpp.2020280403

Пергаменщик Л.А. 2022. Условие пробуждения личности для экзистенции. В кн.: Психологический Vademecum. Метатеория: социокультурно-контекстуальная интердетерминация диалогизма. Сборник научных статей. Под ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Витебск, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова: 11–14.

Рубинштейн С.Л. 1982. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. Москва, Издательство Московского университета: 28–34.

Сафин, А.А. 2017. Критерии социальной безопасности педагога. Современные наукоемкие технологии. 9: URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36815 (дата обращения: 27.01.2024).

Селигман М.Э.П. 2006. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. Пер. с англ. под ред. И. Солухи. Москва, София, 368 с. (Seligman M. E. P. 2002. Authentic happiness: Using the new positive psychology to realize your potential for lasting fulfillment. New York, Free Press.)

Семенова Н.А., Павлова С.А. 2023. Взаимосвязь готовности к изменениям и самоорганизации у преподавателей высшей школы. Психолого-педагогические исследования, 15(2): 87–105. DOI: 10.17759/psyedu.2023150206

Сухов А.Н. 2022. Социально-психологическая характеристика безопасности личности. Вестник Московского университета МВД России, 2: 317‒323. DOI: 10.24412/2073-0454-2022-2-317-323

Чумак И.А. 2013. Методологические ориентиры исследования социальной безопасности как составляющей обеспечения национальной безопасности России. Вестник ПГЛУ. 3: 112-114.

Kornilova T.V., Chumakova M.A. 2014. Tolerance and intolerance of ambiguity in the modification of Budner's questionnaire. Экспериментальная психология, 7(1): 92–110.


Abstract views: 70

Share

Published

2024-06-30

How to Cite

Kandaurova, A. V. (2024). Descriptors and Indicators of Teacher’s Life Safety in the Modern Changing World. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 43(2), 158-173. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-2-158-173

Issue

Section

Pedagogics