ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СООБЩЕНИЙ В БЛОГОСФЕРЕ
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-1-25-35Ключевые слова:
деиндивидуализация, блогосфера, электронный контент, личная и публичная сфераАннотация
Электронная коммуникация стала ведущим способом передачи информации в XXI веке. Однако специфика данного вида коммуникации ещё не всесторонне изучена. Одной из характерных особенностей электронной коммуникации является потеря персонифицированных характеристик отправляемых сообщений, которую мы предлагаем терминологизировать как «деиндивидуализация», которая понимается автором как модель коммуникативного поведения с особыми принципами презентации сообщений и участия в обмене информацией. Проведенный анализ электронного контента позволил выявить две основные тенденции «массовизации» коммуникативного поведения в блогосфере. Первый тип – деиндивидуализация обобщающего характера, второй тип – исходящая от конкретного адресанта деиндивидуализация, которая существует в двух формах – частичной и полной. Сделан вывод о стирании границ между публичной и личной сферами в цифровом информационном пространстве, и о том, что большинство новостных рейтинговых сообщений де-персонифицированы. Впервые психологический феномен «деиндивидуализации», описанный Г. Лебоном, применяется при рассмотрении особенностей современных коммуникативных процессов. Предлагаемый подход является научным вкладом в теорию массовой коммуникации.
Библиографические ссылки
Дубровская Т.В., Кожемякин Е.А. 2015. Конструирование межнациональных отношений в СМИ: специфика репрезентаций. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 18 (215): 111–125.
Казаков М.Ю. 2013. «Публичная сфера» Ю. Хабермаса: реализация в интернет-дискурсе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 3 (31): 125–130.
Качесова И.Ю., Мартихина Е.В. 2018. Особенности дискурсивных аспектов взаимодей-ствия автора и читателя (на материале анализа контента социальной сети Instagram). Дискурс-Пи, 1 (30): 29–32.
Лебон Г. 2016. Психология народов и масс. Пер. с фр. А. Фридмана, Э. Пименовой. М., Академический проект, 239 p. (Le Bon G. 2009. Lois Psychologiques de l’volution Des Peuples. Kessinger Publishing, 210 p.).
Привалова И.В., Купцова Н.В. 2016. Электронная коммуникация молодежи. Саратов, Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 136 c.
Привалова И.В. 2002. Константная вариативность (опыт лингвистического исследова-ния национально-культурных ценностей). В кн.: Язык. Сознание. Коммуникация. Вып. 22. М., ООО «МАКС Пресс»: 5–1.
Привалова И.В. 1995. Психологическая установка в процессе понимания иноязычного текста (на материале русского и английского языков). Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Сара-тов, 18 c.
Тигранян Е.А. 2018. «Антитеррористический пакет» Яровой: реакция российских и за-рубежных изданий. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 37 (1): 103–112. DOI 10.18413/2075-4574-2018-37-1-103-112
Тертычный А.А. 2018. Объективность информации в СМИ: достижима ли она? Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 37 (1): 113–120. DOI: 10.18413/2075-4574-2018-37-1-113-120 Хабермас Ю. 2002. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. М., Весь Мир, 144 c.
Хабермас Ю. 2013. Социоструктурная трансформация публичной сферы (реферативный перевод Т. Тягуновой). В кн.: Публичная сфера: теория, методология, кейс стади. М., Вариант: 226–266.
Шамаев И.Н. 2014. Теория трансформации публичной сферы Юргена Хабермаса и актуальные процессы блогосферы. В кн.: Массовая коммуникация в современном мире: Вызовы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов (Курск, 16 декабря 2014 г.). Курск, Изд-во Юго-Зап. гос. ун-та: 170–173.
Bena Osee U. 2019. Avatars and Sustainability of International Political Systems. Open Journal of Political Science, 09 (02): 243–252.
O’Connor S. 2019. Virtual Reality and Avatars in Healthcare. Clinical Nursing Research, 28 (5): 523–528.
Unal S., Dalgic T., Akar E. 2018. Avatars as the Virtual World’s Personality. The virtual world and marketing (eds. Basar E., Ercis A., Unal S). Cambridge Scholars Publishing: 33–55.
Habermas J. 1991. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society (Translation by Thomas Burger). Cambridge Mass., MIT Press, 301 р.
Просмотров аннотации: 365
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Вопросы журналистики, педагогики, языкознания
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.