Опыт использования детской журналистики в формировании коммуникативной культуры старших дошкольников

Авторы

  • Гюзелия Ринатовна Халимдарова Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
  • Людмила Геннадьевна Шадрина Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-3-317-332

Ключевые слова:

коммуникация, общение, старший дошкольный возраст, медиа, интервью

Аннотация

Коммуникативная культура выступает важным качеством в структуре личности старшего дошкольника, отвечающим за способность личности выстраивать гармоничные отношения, основанные на взаимопонимании, доверии и нравственном отношении к окружающим. Одним из средств ее формирования является детская журналистика, потенциал которой недостаточно раскрыт в теории и практике дошкольной педагогики. Целью исследования является описание опыта и экспериментальная проверка эффективности детской журналистики как средства формирования коммуникативной культуры старших дошкольников. В исследовании использовались диагностические методики определения уровней сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников по компетенциарному, эмоционально-ценностному, поведенческому и рефлексивному компонентам. Результаты диагностики показали необходимость проведения комплексной работы по формированию коммуникативной культуры у дошкольников. Детская журналистика предполагает работу по подготовке и проведению интервью, деятельности по организации, планированию, разработке и созданию оригинального медиапродукта в группе детей под руководством взрослого. Реализация разработанной системы проектов подтвердила эффективность формирования коммуникативной культуры старших дошкольников средствами детской журналистики (подготовка и проведение интервью; организация, планирование, разработка и создание оригинального медиапродукта под руководством взрослого).

Биографии авторов

Гюзелия Ринатовна Халимдарова, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Аспирант кафедры дошкольного и начального общего образования

E-mail:  salahova-gyuzel@mail.ru

Людмила Геннадьевна Шадрина, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования

E-mail: shadrina2007@mail.ru

Библиографические ссылки

Акимова Е.А., Чаадаева Н.В. 2021. Детская журналистика как фактор развития творческих способностей ребенка. Вестник Калужского университета, 1: 157–159.

Александрова Н.С., Петушкова О.А. 2022. Коммуникативно-речевые умения старших дошкольников: диагностика и планирование развивающей работы. Вестник Вятского государственного университета, 4(146): 110–120. DOI: 10.25730/VSU.7606.22.060

Андреева С.М. 2003. Формирование коммуникативной культуры "вторичной" языковой личности иностранных студентов-филологов в процессе обучения русскому языку (подготовительный факультет). Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 24 c.

Вербенец А.М. 2023. Технология «визуальная журналистика» в современном детском саду: идеи и методические ориентиры. В кн.: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы VIII Международной научной конференции (Самара, 30 ноября 2022 г.). В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Часть 1. Под ред. Т.А. Чичкановой. Самара, МДКГ, Научно-технический центр: 388–396.

Гордеева В.В., Черенкова В.Д. 2021. Детская журналистика в работе над познавательно речевым развитием детей дошкольного возраста. Актуальные проблемы педагогики и психологии, 2(8): 5–12.

Григорьева-Голубева В.А. 2011. Homo communicans: языковая личность как объект изучения. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 3(4): 115–125.

Десяев С.Н., Десяева Н.Д. 2015. Дидактическая направленность игровых приемов и технологий в детской журналистике. Современные проблемы науки и образования, 2–2: 336. DOI: 10.17513/spno.129-22018

Жукова Д.А. 2011. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития. Вестник Краснодарского университета МВД России, 4(14): 57–61.

Казаручик Г.Н. 2019. Развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3: Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія, 1: 74–81.

Козырев Я.О., Трепалина Н.Е. 2022. Тематические особенности детской журналистики в Удмуртии на примере школьного журнала «Ветер перемен». В кн.: Региональная журналистика в фокусе времени. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 125-летию периодической печати Удмуртии (юбилею «Сарапульского листка объявлений») (Ижевск, 19–20 мая 2022 г.). Под ред. Д.А. Ефремова. Ижевск, Удмуртский университет: 155–161.

Коротаева Н.В., Читах А.Ш. 2022. Культурная практика – «Клуб детской журналистики» как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников. Образование в Кировской области, 3(63): 58–61.

Кумова И.А. 2004. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 28 с.

Кулешова Э.В. 2007. Формирование коммуникативной культуры дошкольников средствами игровых технологий. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 26 с.

Мележик О.В. 2018. Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия «коммуникативная культура». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 23(174): 108–115. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-108-115

Никифорова Т.И. 2008. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения. Дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 170 с.

Остапенко Р.И. 2010. Математические основы психологии. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 76 с.

Привалова С.Е. 2016. Результаты исследования сформированности коммуникативных умений у дошкольников. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 8–1(62): 195–198.

Руденский Е.В. 1997. Социальная психология. Москва, ИНФРА-М; Новосибирск, НГАЭИУ, 224 с.

Смирнова Е.О. 2019. Специфика современного дошкольного детства. Национальный психологический журнал, 2–2(34): 25–32. DOI: 10.11621/npj.2019.0205

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. 1995. Практикум по детской психологии. Под ред. Г.А. Урунтуевой. Москва, Владос, 291 с.

Халимдарова Г.Р. 2022. Коммуникативная культура старших дошкольников: компоненты, критерии, показатели. Вестник Марийского государственного университета, 16(4): 491–499. DOI: 10.30914/2072-6783-2022-16-4-491-499

Халимдарова Г.Р., Шадрина Л.Г. 2023. Проект «Детская журналистика» как средство формирования коммуникативной культуры старших дошкольников. Научный результат. Педагогика и психология образования, 9(3): 92–104. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-8

Хузеева Г.Р. 2015. Особенности коммуникативной компетентности современных дошкольников. Психология обучения, 3: 106–114.


Просмотров аннотации: 11

Поделиться

Опубликован

2024-09-30

Как цитировать

Халимдарова, Г. Р., & Шадрина, Л. Г. (2024). Опыт использования детской журналистики в формировании коммуникативной культуры старших дошкольников. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 43(3), 317-332. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-3-317-332

Выпуск

Раздел

Педагогика