Выявление одаренности студентов-педагогов в области иностранного языка: результаты взаимооценки и шкалы Рензулли
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-4-463-475Ключевые слова:
одаренность, оценка сверстников, оценка преподавателя, способности выше среднего, мотивация, креативностьАннотация
В последние несколько десятилетий одаренность становится все более популярным предметом в области педагогической психологии. Из-за своей многогранной и неуловимой природы одаренность остается теоретической конструкцией. При этом роли сверстников в процессе выявления одаренности студентов в научных исследованиях отводится второстепенное место по сравнению с другими методами. В связи с этим целью данного исследования является изучение корреляции между оценками студентов одаренности своих сверстников и оценками их преподавателя в этой области. Выборка состояла из 120 студентов первого курса университета в возрасте от 19,5 до 20,5 лет, обучающихся на педагогическом факультете в Ягодине, Сербия. В ходе исследования также изучалось восприятие преподавателями одаренности студентов. Данные об одаренности студентов в изучении английского языка, с особым упором на обучение, креативность и мотивацию, были собраны с использованием адаптированной шкалы Рензулли для оценки поведенческих характеристик одаренных учащихся. Результаты не выявили статистически значимой корреляции между оценками одаренности учащихся и учителей в области обучения и творчества. Однако статистически значимая корреляция была обнаружена в одной категории – мотивации к изучению английского языка как иностранного. Эти результаты указывают на особенности взаимодействия сверстников, а также преподавателей, которые мы связываем с различными способами интерпретации и понимания концепций, связанных с одаренностью, и с их контекстуально отличающимися отношениями с учащимися.
Библиографические ссылки
Al-momani H., Al-oweidi A. 2020. The Psychometric Characteristics of the Renzulli Scale of Behavioral Characteristics (3rd Edition) in the Detection of Gifted Students in the Age Group (12–18) in Jordan. Journal for the Education of Gifted Young Scientists, 8(1): 105–132. DOI: 10.17478/jegys.656673
Banbury M.M., Wellington B. 1989. Designing and Using Peer Nomination Forms. Gifted Child Quarterly, 33(4): 161–164. DOI: 10.1177/001698628903300407
Bevan-Brown J.M. 2009. Identifying and providing for gifted and talented Mäori students. APEX, 15(4), 6–20. DOI: 10.21307/apex-2009-002
Bukowski W.M., Cillessen, A.H.N., Velásquez A.M. 2012. Peer ratings. In: Handbook of developmental research methods. Eds. B. Laursen, T.D. Little, N.A. Card. The Guilford Press: 211–228.
Clinkenbeard P.R. 1996. Research on Motivation and the Gifted: Implications for Identification, Programming, and Evaluation. Gifted Child Quarterly, 40(4): 220–221. DOI: 10.1177/001698629604000407
Cirkovic-Miladinovic I. 2018. The frequency and usage of the affective learning strategies in learning English as a foreign language at the university level – potentials for innovative teaching. Journal Uzdanica – journal for language, literature, art and humanities, 15(1): 73–92.
Ćirković-Miladinović I. 2019. Afektivne strategije učenja engleskog kao stranog jezika [Affective strategies for learning English as a foreign language]. Ed. Prof. dr V. Jovanović. Jagodina, Publ. Fakultet pedagoških nauka Univerziteta u Kragujevcu, 122 p.
Ćirković-Miladinović I. 2024. Zastupljenost afektivnih strategija učenja engleskog jezika kod učitelja i vaspitača [Representation of affective strategies for learning English among teachers and educators]. Ed. Prof. dr B. Radić-Bojanić. Jagodina, Fakultet pedagoških nauka u Jagodini Univerziteta u Kragujevcu, 105 p.
Ćirković-Miladinović I., Dimitrijevic M., Ilic B. 2021. Reflection on action: peer micro-teaching process of prospective EFL teachers and class teachers focusing on mother tongue teaching. Technium Social Sciences Journal, 25(1): 9–19. DOI: 10.47577/tssj.v25i1.4992
Cohen J. 1988. Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences. Hillsdale, NJ, Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 579 p.
Freeman J. 2005. Permission to Be Gifted: How Conceptions of Giftedness Can Change Lives. In: Conceptions of giftedness. Eds. R.J. Sternberg, J.E. Davidson. Cambridge University Press: 80–97. DOI: 10.1017/CBO9780511610455.007
Hansen G.J., Liu J. 2005. Guiding principles for effective peer response. ELT Journal, 59(1): 31–38. DOI: 10.1093/elt/cci004
Identifying gifted students: A practical guide. 2018. Ed. S.K. Johnsen. Prufrock Press Inc, 198 p. DOI: 10.4324/9781003235682
Kaufman J.C., Plucker J.A., Baer J. 2008. Essentials of creativity assessment. John Wiley & Sons, Inc., 240 p.
Maksić S. 1997. Efekti podsticanja darovitosti u školi [Effects of encouraging giftedness in school]. In: Podsticanje darovitosti. Zbornik, 3. Ed. G. Gojkov. Vršac, Publ. Viša škola za obrazovanje vaspitača: 82–91.
Maksić S. 1998. Darovito dete u školi [A gifted child at school]. Ed. S. Krnyayis. Beograd, Publ. Institut za pedagoška istraživanja, 120 p.
McCoach D.B., Siegle D. 2003. Factors That Differentiate Underachieving Gifted Students From High-Achieving Gifted Students. Gifted Child Quarterly, 47(2): 144–154. 10.1177/001698620304700205
Milic S., Simeunovic V. 2020. Concordance between giftedness assessments by teachers, parents, peers and the self-assessment using multiple intelligences. High Ability Studies, 33(1): 1–19. DOI: 10.1080/13598139.2020.1832445
Pfeiffer S.I. 2002. Identifying Gifted and Talented Students. Journal of Applied School Psychology, 19(1): 31–50. DOI: 10.1300/j008v19n01_03
Renzulli J.S. 1986. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for
creative productivity. In: Conceptions of giftedness. Eds. R.J. Sternberg, J.E. Davidson. Cambridge, UK, Cambridge University Press: 53–92.
Renzulli J.S. 1990. A Practical System for Identifying for Identifying Gifted and Talented Students. Early Child Development and Care, 63: 9–18.
Renzulli J., Smith L.H., White A.J., Callahan C.M., Hartman R.K., Westberg K.L., Reis S.M., Siegle D, Reed R.E.S. 2010. Scales for Rating the Behavioral Characteristics of Superior Students. DOI: 10.1037/t01970-000
Renzulli J.S., Reis S.M. 2014. The Schoolwide Enrichment Model: A How-to Guide for Talent Development. Prufrock Press, 446 p.
Schroth S.T., Helfer J.A. 2008. Identifying Gifted Students: Educator Beliefs regarding
Various Policies, Processes, and Procedures. Journal for the Education of the Gifted, 32(2): 155–179. DOI: 10.4219/jeg-2008-850
Silverman L.K. 2018. Assessment of Giftedness. In: Handbook of giftedness in children. Ed. S.I. Pfeiffer. Springer: 183–207. DOI:10.1007/978-3-319-77004-8_12
Sternberg R.J., Davidson J.E. 1983. Insight in the gifted. Educational Psychologist, 18(1): 51–57. DOI: 10.1080/00461528309529261
Sternberg R.J., Clinkenbeard P.R. 1995. The triarchic model applied to identifying, teaching, and assessing gifted children. Roeper Review, 17(4): 255–260. DOI: 10.1080/02783199509553677
Sternberg R.J., Kaufman S.B. 2018. Theories and Conceptions of Giftedness. In: Handbook of Giftedness in Children. Ed. S.P. Pfeiffer. Springer Cham: 29–47. DOI: 10.1007/978-3-319-77004-8_3
Stojanovic B., Cirkovic-Miladinovic I., Milovanovic R. 2021. The quality of communication in teaching and students’ emotional reactions in the classroom. Technium Social Sciences Journal, 19(1): 55–66.
Worrell F.C., Erwin J.O. 2011. Best Practices in Identifying Students for Gifted and Talented Education Programs. Journal of Applied School Psychology, 27(4): 319–340. DOI: 10.1080/ 15377903.2011.615817
Zeske K. 2015. Student and family perspectives on gifted and advanced academics participation for African american high school students. Unpublished doctoral dissertation, defended at University of North Texas. Approved by Mary Harris, Major Professor.
Просмотров аннотации: 18
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Ивана Чиркович-Миладинович, Марина Йованович

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.