Выявление показателей одарённости учащихся в изучении английского языка как иностранного на примере нескольких ситуативных исследований
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-2-302-316Ключевые слова:
одарённость, английский язык как иностранный (EFL), мотивация учащихся, показатели креативности, метод кейс-стадиАннотация
Одарённость – это сложное и многогранное явление, выявление которого представляет трудность для педагогов, родителей и исследователей. Поскольку идентификация одарённости является важным предварительным условием для эффективного раскрытия индивидуального потенциала, данное исследование ставит целью детально изучить показатели потенциальной одарённости в контексте преподавания английского языка как иностранного (EFL) с помощью метода “кейс стади” / кейсовой методики. Авторы опирались на ранее полученные эмпирические данные и существующие теории одаренности. Исследование включало несколько месяцев наблюдения, прямого взаимодействия и детального ведения записей в разновозрастной группе из 20 учеников. Эти ученики посещали дополнительные занятия по английскому языку после школы в форме репетиторства. Для продольного исследования были отобраны два ученика на основании их языковых способностей, готовности к участию, а также, что особенно важно, их ярко выраженных различий. Несмотря на то, что оба проявляли высокие способности и креативность, их успеваемость в школе и мотивация существенно различались. Один из учеников демонстрировал сильную внутреннюю мотивацию к достижению высоких результатов, тогда как другой проявлял определённую степень безразличия к достижениям. Среди ключевых выявленных показателей были отмечены нонконформизм, склонность к риску, когнитивная гибкость, чувство юмора и оригинальность. Эти элементы традиционно ассоциируются с творческим потенциалом. Исследование подчёркивает важность распознавания одарённости за пределами традиционных академических мер и акцентирует внимание на роли осознанности учителя в развитии потенциала учащихся. Данная работа вносит значительный вклад в теорию и практику преподавания, расширяя представления об одарённости в контексте изучения английского языка как иностранного, исследуя различные показатели языкового таланта, мотивации и креативности. Существенным ограничением исследования является отсутствие проектной деятельности, которая могла бы ещё более полно раскрыть творчески-продуктивную одарённость учащихся. Работа открывает перспективу дальнейших исследований, которые позволят выявить, как подобные показатели проявляются в различных контекстах обучения английскому языку как иностранному.
Финансирование
Исследование профинансировано Министерством науки, технологического развития и инноваций Республики Сербия, грант № 451-03-137/2025-03/200140.
Библиографические ссылки
References
Bloomberg L.D., Volpe M. 2022. Completing your qualitative dissertation: A road map from beginning to end. SAGE Publications, Inc, 456 p.
Callahan C.M., Renzulli J.S. 1977. The Effectiveness of a Creativity Training Program in the Language Arts. The Gifted Child Quarterly, 21(4): 538–545. DOI:10.1177/001698627702100412
Cohen L., Manion L., Morrison K. 2007. Research Methods in Education. Routledge. DOI: 10.4324/9780203029053
Cross J.R., Cross T.L. 2015. Clinical and Mental Health Issues in Counseling the Gifted Individual. Journal of Counseling & Development, 93(2): 163–172. DOI:10.1002/j.1556-6676.2015.00192.x
Ćirković-Miladinović I. 2024. Zastupljenost afektivnih strategija učenja engleskog jezika kod učitelja i vaspitača [The prevalence of affective strategies for learning English among teachers and educators]. Ed. B. Radić-Bojanić. Jagodina, Publ. Jagodina, Fakultet pedagoških nauka u Jagodini, 105 p.
Ćirković-Miladinović I., Jovanović M. 2024. Identifying gifted EFL learners among Serbian students majoring in pre-school teaching. International Journal of Innovative Research in Education, 11(2): 41–52. DOI:10.18844/ijire.v11i2.9479
Gagné F. 1995a. From giftedness to talent: A developmental model and its impact on the language of the field. Roeper Review, 18(2): 103–111. DOI: 10.1080/02783199509553709
Gagné F. 1995b. Hidden meanings of the “talent development” concept. The Educational Forum, 59(4): 350–362. DOI: 10.1080/00131729509335067
Hoge R.D., Renzulli J.S. 1993. Exploring the link between giftedness and self-concept. Review of Educational Research, 63(4): 449–465. DOI: 10.3102/00346543063004449
Košir K., Horvat M., Aram U., Jurinec N. 2015. Is being gifted always an advantage? Peer relations and self-concept of gifted students. High Ability Studies, 27(2): 129–148. DOI: 10.1080/13598139.2015.1108186
Litster K., Roberts J. 2011. The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: A meta-analysis. Journal of Research in Special Educational Needs, 11(2): 130–140. DOI: 10.1111/j.1471-3802.2010.01166.x
Pfeiffer S.I. 2002. Identifying Gifted and Talented Students. Journal of Applied School Psychology, 19(1): 31–50. DOI: 10.1300/J008v19n01_03
Pfeiffer S.I., Stocking V.B. 2000. Vulnerabilities of Academically Gifted Students. Special Services in the Schools, 16(1-2): 83–93. DOI: 10.1300/J008v16n01_06
Renzulli J.S. 2011. What makes giftedness?: Reexamining a definition. Phi Delta Kappan, 92(8): 81–88. DOI: 10.1177/003172171109200821
Renzulli J.S., Reis S.M. 2004. Identification of Students for Gifted and Talented Programs. Corwin Press, 184 p.
Renzulli J.S., Reis S.M. 2014. The schoolwide Enrichment Model: A how-to guide for talent development. Sourcebooks, 450 p.
Renzulli J.S., Smith L.H., White A.J., Callahan C.M., Hartman R.K., Westberg K.L., Gavin M.K., Reis S.M., Siegle D., Reed R.E. 2021. Scales for Rating the Behavioral Characteristics of Superior Students: Technical and Administration Manual. New York, Routledge, 106 p. DOI: 10.4324/9781003237808
Ševkušić S. 2011. Kvalitativna istraživanja u pedagogiji [Qualitative research in pedagogy]. Publ. Institut za pedagoška istraživanja, 252 p.
Sternberg R.J. 2000. The Theory of Successful Intelligence. Gifted Education International, 15(1), 4–21. DOI: 10.1177/026142940001500103
Sternberg R.J., Clinkerbeard P.R. 1995. The triarchic model applied to identifying, teaching, and assessing gifted children. Roeper Review, 17(4): 255–260. DOI: 10.1080/02783199509553677
Sternberg R.J., Jarvin L., Grigorenko E.L. 2011. Explorations in Giftedness. Cambridge, Cambridge University Press, 301 p.
Sternberg R.J., Kaufman S.B. 2018. Theories and Conceptions of Giftedness. In: Handbook of Giftedness in Children. Ed. S.P. Pfeiffer. Springer, Cham: 29–47. DOI: 10.1007/978-3-319-77004-8_3
Vogl K., Preckel F. 2013. Full-Time Ability Grouping of Gifted Students: Impacts on Social Self-Concept and School-Related Attitudes. Gifted Child Quarterly, 58(1): 51–68. DOI: 10.1177/0016986213513795
Woolfolk A. 2016. Educational Psychology. Pearson Education, 720 p.
Yin R.K. 2018. Case Study Research and Applications: Designs and Methods. SAGE Publications, Inc, 352 p.
Zeidner M., Schleyer E.J. 1999. The effects of educational context on individual difference variables, self-perceptions of giftedness, and school attitudes in gifted adolescents. Journal of Youth and Adolescence, 28(6): 687–703. DOI: 10.1023/a:1021687500828
Список литературы
Bloomberg L.D., Volpe M. 2022. Completing your qualitative dissertation: A road map from beginning to end. SAGE Publications, Inc, 456 p.
Callahan C.M., Renzulli J.S. 1977. The Effectiveness of a Creativity Training Program in the Language Arts. The Gifted Child Quarterly, 21(4): 538–545. DOI:10.1177/001698627702100412
Cohen L., Manion L., Morrison K. 2007. Research Methods in Education. Routledge. DOI: 10.4324/9780203029053
Cross J.R., Cross T.L. 2015. Clinical and Mental Health Issues in Counseling the Gifted Individual. Journal of Counseling & Development, 93(2): 163–172. DOI:10.1002/j.1556-6676.2015.00192.x
Ćirković-Miladinović I. 2024. Zastupljenost afektivnih strategija učenja engleskog jezika kod učitelja i vaspitača. Ur. B. Radić-Bojanić. Jagodina, Fakultet pedagoških nauka u Jagodini, 105 s.
Ćirković-Miladinović I., Jovanović M. 2024. Identifying gifted EFL learners among Serbian students majoring in pre-school teaching. International Journal of Innovative Research in Education, 11(2): 41–52. DOI:10.18844/ijire.v11i2.9479
Gagné F. 1995a. From giftedness to talent: A developmental model and its impact on the language of the field. Roeper Review, 18(2): 103–111. DOI: 10.1080/02783199509553709
Gagné F. 1995b. Hidden meanings of the “talent development” concept. The Educational Forum, 59(4): 350–362. DOI: 10.1080/00131729509335067
Hoge R.D., Renzulli J.S. 1993. Exploring the link between giftedness and self-concept. Review of Educational Research, 63(4): 449–465. DOI: 10.3102/00346543063004449
Košir K., Horvat M., Aram U., Jurinec N. 2015. Is being gifted always an advantage? Peer relations and self-concept of gifted students. High Ability Studies, 27(2): 129–148. DOI: 10.1080/13598139.2015.1108186
Litster K., Roberts J. 2011. The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: A meta-analysis. Journal of Research in Special Educational Needs, 11(2): 130–140. DOI: 10.1111/j.1471-3802.2010.01166.x
Pfeiffer S.I. 2002. Identifying Gifted and Talented Students. Journal of Applied School Psychology, 19(1): 31–50. DOI: 10.1300/J008v19n01_03
Pfeiffer S.I., Stocking V.B. 2000. Vulnerabilities of Academically Gifted Students. Special Services in the Schools, 16(1-2): 83–93. DOI: 10.1300/J008v16n01_06
Renzulli J.S. 2011. What makes giftedness?: Reexamining a definition. Phi Delta Kappan, 92(8): 81–88. DOI: 10.1177/003172171109200821
Renzulli J.S., Reis S.M. 2004. Identification of Students for Gifted and Talented Programs. Corwin Press, 184 p.
Renzulli J.S., Reis S.M. 2014. The schoolwide Enrichment Model: A how-to guide for talent development. Sourcebooks, 450 p.
Renzulli J.S., Smith L.H., White A.J., Callahan C.M., Hartman R.K., Westberg K.L., Gavin M.K., Reis S.M., Siegle D., Reed R.E. 2021. Scales for Rating the Behavioral Characteristics of Superior Students: Technical and Administration Manual. New York, Routledge, 106 p. DOI: 10.4324/9781003237808
Ševkušić S. 2011. Kvalitativna istraživanja u pedagogiji. Izdavač, Institut za pedagoška istraživanja, 252 s.
Sternberg R.J. 2000. The Theory of Successful Intelligence. Gifted Education International, 15(1), 4–21. DOI: 10.1177/026142940001500103
Sternberg R.J., Clinkerbeard P.R.1995. The triarchic model applied to identifying, teaching, and assessing gifted children. Roeper Review, 17(4): 255–260. DOI: 10.1080/02783199509553677
Sternberg R.J., Kaufman S.B. 2018. Theories and Conceptions of Giftedness. In: Handbook of Giftedness in Children. Ed. S.P. Pfeiffer. Springer, Cham: 29–47. DOI: 10.1007/978-3-319-77004-8_3
Vogl K., Preckel F. 2013. Full-Time Ability Grouping of Gifted Students: Impacts on Social Self-Concept and School-Related Attitudes. Gifted Child Quarterly, 58(1): 51–68. DOI: 10.1177/0016986213513795
Woolfolk A. 2016. Educational Psychology. Pearson Education, 720 p.
Yin R.K. 2018. Case Study Research and Applications: Designs and Methods. SAGE Publications, Inc, 352 p.
Zeidner M., Schleyer E.J. 1999. The effects of educational context on individual difference variables, self-perceptions of giftedness, and school attitudes in gifted adolescents. Journal of Youth and Adolescence, 28(6): 687–703. DOI: 10.1023/a:1021687500828
Просмотров аннотации: 19
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Ивана Чиркович-Миладинович, Йованович Марина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.