Выявление показателей одарённости учащихся в изучении английского языка как иностранного на примере нескольких ситуативных исследований

Авторы

  • Ивана Чиркович-Миладинович Крагуевацкий университет
  • Йованович Марина Крагуевацкий университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-2-302-316

Ключевые слова:

одарённость, английский язык как иностранный (EFL), мотивация учащихся, показатели креативности, метод кейс-стади

Аннотация

Одарённость – это сложное и многогранное явление, выявление которого представляет трудность для педагогов, родителей и исследователей. Поскольку идентификация одарённости является важным предварительным условием для эффективного раскрытия индивидуального потенциала, данное исследование ставит целью детально изучить показатели потенциальной одарённости в контексте преподавания английского языка как иностранного (EFL) с помощью метода “кейс стади” / кейсовой методики. Авторы опирались на ранее полученные эмпирические данные и существующие теории одаренности. Исследование включало несколько месяцев наблюдения, прямого взаимодействия и детального ведения записей в разновозрастной группе из 20 учеников. Эти ученики посещали дополнительные занятия по английскому языку после школы в форме репетиторства. Для продольного исследования были отобраны два ученика на основании их языковых способностей, готовности к участию, а также, что особенно важно, их ярко выраженных различий. Несмотря на то, что оба проявляли высокие способности и креативность, их успеваемость в школе и мотивация существенно различались. Один из учеников демонстрировал сильную внутреннюю мотивацию к достижению высоких результатов, тогда как другой проявлял определённую степень безразличия к достижениям. Среди ключевых выявленных показателей были отмечены нонконформизм, склонность к риску, когнитивная гибкость, чувство юмора и оригинальность. Эти элементы традиционно ассоциируются с творческим потенциалом. Исследование подчёркивает важность распознавания одарённости за пределами традиционных академических мер и акцентирует внимание на роли осознанности учителя в развитии потенциала учащихся. Данная работа вносит значительный вклад в теорию и практику преподавания, расширяя представления об одарённости в контексте изучения английского языка как иностранного, исследуя различные показатели языкового таланта, мотивации и креативности. Существенным ограничением исследования является отсутствие проектной деятельности, которая могла бы ещё более полно раскрыть творчески-продуктивную одарённость учащихся. Работа открывает перспективу дальнейших исследований, которые позволят выявить, как подобные показатели проявляются в различных контекстах обучения английскому языку как иностранному.

 

Финансирование
Исследование профинансировано Министерством науки, технологического развития и инноваций Республики Сербия, грант № 451-03-137/2025-03/200140.

Биографии авторов

Ивана Чиркович-Миладинович, Крагуевацкий университет

доктор философии в области прикладной лингвистики, профессор преподавания английского языка, педагогический факультет, Крагуевацкий университет,
г. Крагуевац, Сербия
E-mail: ivanajag@yahoo.co.uk

Йованович Марина, Крагуевацкий университет

аспирант, педагогический факультет, Крагуевацкий университет,
г. Крагуевац, Сербия.
E-mail: marinajov23@gmail.com

Библиографические ссылки

References

Bloomberg L.D., Volpe M. 2022. Completing your qualitative dissertation: A road map from beginning to end. SAGE Publications, Inc, 456 p.

Callahan C.M., Renzulli J.S. 1977. The Effectiveness of a Creativity Training Program in the Language Arts. The Gifted Child Quarterly, 21(4): 538–545. DOI:10.1177/001698627702100412

Cohen L., Manion L., Morrison K. 2007. Research Methods in Education. Routledge. DOI: 10.4324/9780203029053

Cross J.R., Cross T.L. 2015. Clinical and Mental Health Issues in Counseling the Gifted Individual. Journal of Counseling & Development, 93(2): 163–172. DOI:10.1002/j.1556-6676.2015.00192.x

Ćirković-Miladinović I. 2024. Zastupljenost afektivnih strategija učenja engleskog jezika kod učitelja i vaspitača [The prevalence of affective strategies for learning English among teachers and educators]. Ed. B. Radić-Bojanić. Jagodina, Publ. Jagodina, Fakultet pedagoških nauka u Jagodini, 105 p.

Ćirković-Miladinović I., Jovanović M. 2024. Identifying gifted EFL learners among Serbian students majoring in pre-school teaching. International Journal of Innovative Research in Education, 11(2): 41–52. DOI:10.18844/ijire.v11i2.9479

Gagné F. 1995a. From giftedness to talent: A developmental model and its impact on the language of the field. Roeper Review, 18(2): 103–111. DOI: 10.1080/02783199509553709

Gagné F. 1995b. Hidden meanings of the “talent development” concept. The Educational Forum, 59(4): 350–362. DOI: 10.1080/00131729509335067

Hoge R.D., Renzulli J.S. 1993. Exploring the link between giftedness and self-concept. Review of Educational Research, 63(4): 449–465. DOI: 10.3102/00346543063004449

Košir K., Horvat M., Aram U., Jurinec N. 2015. Is being gifted always an advantage? Peer relations and self-concept of gifted students. High Ability Studies, 27(2): 129–148. DOI: 10.1080/13598139.2015.1108186

Litster K., Roberts J. 2011. The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: A meta-analysis. Journal of Research in Special Educational Needs, 11(2): 130–140. DOI: 10.1111/j.1471-3802.2010.01166.x

Pfeiffer S.I. 2002. Identifying Gifted and Talented Students. Journal of Applied School Psychology, 19(1): 31–50. DOI: 10.1300/J008v19n01_03

Pfeiffer S.I., Stocking V.B. 2000. Vulnerabilities of Academically Gifted Students. Special Services in the Schools, 16(1-2): 83–93. DOI: 10.1300/J008v16n01_06

Renzulli J.S. 2011. What makes giftedness?: Reexamining a definition. Phi Delta Kappan, 92(8): 81–88. DOI: 10.1177/003172171109200821

Renzulli J.S., Reis S.M. 2004. Identification of Students for Gifted and Talented Programs. Corwin Press, 184 p.

Renzulli J.S., Reis S.M. 2014. The schoolwide Enrichment Model: A how-to guide for talent development. Sourcebooks, 450 p.

Renzulli J.S., Smith L.H., White A.J., Callahan C.M., Hartman R.K., Westberg K.L., Gavin M.K., Reis S.M., Siegle D., Reed R.E. 2021. Scales for Rating the Behavioral Characteristics of Superior Students: Technical and Administration Manual. New York, Routledge, 106 p. DOI: 10.4324/9781003237808

Ševkušić S. 2011. Kvalitativna istraživanja u pedagogiji [Qualitative research in pedagogy]. Publ. Institut za pedagoška istraživanja, 252 p.

Sternberg R.J. 2000. The Theory of Successful Intelligence. Gifted Education International, 15(1), 4–21. DOI: 10.1177/026142940001500103

Sternberg R.J., Clinkerbeard P.R. 1995. The triarchic model applied to identifying, teaching, and assessing gifted children. Roeper Review, 17(4): 255–260. DOI: 10.1080/02783199509553677

Sternberg R.J., Jarvin L., Grigorenko E.L. 2011. Explorations in Giftedness. Cambridge, Cambridge University Press, 301 p.

Sternberg R.J., Kaufman S.B. 2018. Theories and Conceptions of Giftedness. In: Handbook of Giftedness in Children. Ed. S.P. Pfeiffer. Springer, Cham: 29–47. DOI: 10.1007/978-3-319-77004-8_3

Vogl K., Preckel F. 2013. Full-Time Ability Grouping of Gifted Students: Impacts on Social Self-Concept and School-Related Attitudes. Gifted Child Quarterly, 58(1): 51–68. DOI: 10.1177/0016986213513795

Woolfolk A. 2016. Educational Psychology. Pearson Education, 720 p.

Yin R.K. 2018. Case Study Research and Applications: Designs and Methods. SAGE Publications, Inc, 352 p.

Zeidner M., Schleyer E.J. 1999. The effects of educational context on individual difference variables, self-perceptions of giftedness, and school attitudes in gifted adolescents. Journal of Youth and Adolescence, 28(6): 687–703. DOI: 10.1023/a:1021687500828

Список литературы

Bloomberg L.D., Volpe M. 2022. Completing your qualitative dissertation: A road map from beginning to end. SAGE Publications, Inc, 456 p.

Callahan C.M., Renzulli J.S. 1977. The Effectiveness of a Creativity Training Program in the Language Arts. The Gifted Child Quarterly, 21(4): 538–545. DOI:10.1177/001698627702100412

Cohen L., Manion L., Morrison K. 2007. Research Methods in Education. Routledge. DOI: 10.4324/9780203029053

Cross J.R., Cross T.L. 2015. Clinical and Mental Health Issues in Counseling the Gifted Individual. Journal of Counseling & Development, 93(2): 163–172. DOI:10.1002/j.1556-6676.2015.00192.x

Ćirković-Miladinović I. 2024. Zastupljenost afektivnih strategija učenja engleskog jezika kod učitelja i vaspitača. Ur. B. Radić-Bojanić. Jagodina, Fakultet pedagoških nauka u Jagodini, 105 s.

Ćirković-Miladinović I., Jovanović M. 2024. Identifying gifted EFL learners among Serbian students majoring in pre-school teaching. International Journal of Innovative Research in Education, 11(2): 41–52. DOI:10.18844/ijire.v11i2.9479

Gagné F. 1995a. From giftedness to talent: A developmental model and its impact on the language of the field. Roeper Review, 18(2): 103–111. DOI: 10.1080/02783199509553709

Gagné F. 1995b. Hidden meanings of the “talent development” concept. The Educational Forum, 59(4): 350–362. DOI: 10.1080/00131729509335067

Hoge R.D., Renzulli J.S. 1993. Exploring the link between giftedness and self-concept. Review of Educational Research, 63(4): 449–465. DOI: 10.3102/00346543063004449

Košir K., Horvat M., Aram U., Jurinec N. 2015. Is being gifted always an advantage? Peer relations and self-concept of gifted students. High Ability Studies, 27(2): 129–148. DOI: 10.1080/13598139.2015.1108186

Litster K., Roberts J. 2011. The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: A meta-analysis. Journal of Research in Special Educational Needs, 11(2): 130–140. DOI: 10.1111/j.1471-3802.2010.01166.x

Pfeiffer S.I. 2002. Identifying Gifted and Talented Students. Journal of Applied School Psychology, 19(1): 31–50. DOI: 10.1300/J008v19n01_03

Pfeiffer S.I., Stocking V.B. 2000. Vulnerabilities of Academically Gifted Students. Special Services in the Schools, 16(1-2): 83–93. DOI: 10.1300/J008v16n01_06

Renzulli J.S. 2011. What makes giftedness?: Reexamining a definition. Phi Delta Kappan, 92(8): 81–88. DOI: 10.1177/003172171109200821

Renzulli J.S., Reis S.M. 2004. Identification of Students for Gifted and Talented Programs. Corwin Press, 184 p.

Renzulli J.S., Reis S.M. 2014. The schoolwide Enrichment Model: A how-to guide for talent development. Sourcebooks, 450 p.

Renzulli J.S., Smith L.H., White A.J., Callahan C.M., Hartman R.K., Westberg K.L., Gavin M.K., Reis S.M., Siegle D., Reed R.E. 2021. Scales for Rating the Behavioral Characteristics of Superior Students: Technical and Administration Manual. New York, Routledge, 106 p. DOI: 10.4324/9781003237808

Ševkušić S. 2011. Kvalitativna istraživanja u pedagogiji. Izdavač, Institut za pedagoška istraživanja, 252 s.

Sternberg R.J. 2000. The Theory of Successful Intelligence. Gifted Education International, 15(1), 4–21. DOI: 10.1177/026142940001500103

Sternberg R.J., Clinkerbeard P.R.1995. The triarchic model applied to identifying, teaching, and assessing gifted children. Roeper Review, 17(4): 255–260. DOI: 10.1080/02783199509553677

Sternberg R.J., Kaufman S.B. 2018. Theories and Conceptions of Giftedness. In: Handbook of Giftedness in Children. Ed. S.P. Pfeiffer. Springer, Cham: 29–47. DOI: 10.1007/978-3-319-77004-8_3

Vogl K., Preckel F. 2013. Full-Time Ability Grouping of Gifted Students: Impacts on Social Self-Concept and School-Related Attitudes. Gifted Child Quarterly, 58(1): 51–68. DOI: 10.1177/0016986213513795

Woolfolk A. 2016. Educational Psychology. Pearson Education, 720 p.

Yin R.K. 2018. Case Study Research and Applications: Designs and Methods. SAGE Publications, Inc, 352 p.

Zeidner M., Schleyer E.J. 1999. The effects of educational context on individual difference variables, self-perceptions of giftedness, and school attitudes in gifted adolescents. Journal of Youth and Adolescence, 28(6): 687–703. DOI: 10.1023/a:1021687500828


Просмотров аннотации: 19

Поделиться

Опубликован

2025-06-30

Как цитировать

Чиркович-Миладинович, И., & Марина, Й. (2025). Выявление показателей одарённости учащихся в изучении английского языка как иностранного на примере нескольких ситуативных исследований. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 44(2), 302-316. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-2-302-316

Выпуск

Раздел

Педагогика