Обучение служением как эффективная образовательная методика для комплексного развития личности студента

Авторы

  • Екатерина Владимировна Шаркунова Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета
  • Виктория Васильевна Неволина Оренбургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-4-476-485

Ключевые слова:

обучение служением, профессиональные навыки, волонтерские инициативы, образовательный процесс, социальная жизнь

Аннотация

Метод «обучение служением», изначально зародившийся как способ интеграции знания и практики через активное участие в социальных и общественных проектах, недостаточно освещен в контексте его применения в образовательных системах России. Нехватка методических материалов и практических примеров, отсутствие четких критериев оценки эффективности таких программ создают барьеры на пути их широкого распространения. Целью работы является выявление образовательных и воспитательных результатов метода «обучение служением». В исследовании применялись методы анкетирования (18 студентов) и экспертного опроса (20 работодателей).  Как метод «обучение служением» рассмотрен на примере волонтёрской практики. Выявлены образовательные (развитие лидерских навыков, активизация познавательного интереса) и воспитательные (развитие ответственности, активной жизненной позиции и др.) результаты у обучающихся. Сделан вывод о том, что интеграция «обучение служением» в образовательную структуру не просто расширяет рамки академического процесса, но и создает обширные возможности для личностного и профессионального роста каждого студента. Опыт проведения мастер-классов «Инженерик», реализуемый на базе Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета преподавателями и студентами, может быть полезен не только в предметном обучении, но и во внеурочной деятельности.

Биографии авторов

Екатерина Владимировна Шаркунова, Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета

Заведующая отделом социально-воспитательной работы

E-mail: scharkunova.e@yandex.ru

Виктория Васильевна Неволина, Оренбургский государственный университет

Заведующая кафедрой общей и профессиональной педагогики

E-mail: nevolina-v@yandex.ru

Библиографические ссылки

Андреев К.А., Бодренкова Г.П., Завертяева Ю.А., Захарова Е.А., Зленко А.Н., Прокохина М.И., Решетников О.В., Тетерский С.В., Тетерская С.Г., Щекина С.С. 2020. Обучение служением. Под ред. О.В. Решетникова, С.В. Тетерского. Москва, Ассоциация волонтерских центров, 216 с.

Буякова К.И., Малкова И.Ю. 2021. Волонтерство как форма организации образовательной деятельности в контексте «третьей миссии» университета. Высшее образование в России, 30(8–9): 69–79. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-69-79

Гаете Сепулведа М.А. 2022. Обучение служением через проектно-прикладную деятельность. Под ред. М.Ю. Славгородской. Москва, Грифон, 90 с.

Горбуль Ю.А., Юрьева Л.А. 2019. «Service-learning» как технология профессионально-правовой подготовки студентов на базе юридических клиник вузов. Педагогика. Вопросы теории и практики, 4(4): 145–151. DOI: https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.26

Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. 2023. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика организации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении. ЦИТИСЭ, 2(36): 226–235. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.19

Земцов Д.И. 2023. Сообщества практик будущего в российских университетах: фаблабы, ЦМИТы, кружки. Высшее образование в России, 32(5): 36–55. DOI: 10.31992/0869- 3617-2023-32-5-36-55

Земцов Д.И., Метелев А.П., Яшина А.В., Кириенко Л.С., Груздев И.А., Дмитриева А.С., Старцев С.В. 2023. Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта. Доклад к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 2023 г.). Москва, Издательский дом Высшей школы экономики, 24 с.

Зиневич О.В, Балмасова Т.А. 2015. «Третья миссия» и социальная вовлечённость университетов: к постановке проблемы. Власть, 6: 67–72.

Кисляков П.А., Феофанов В.Н., Шмелева Е.А. 2023. Обучение служением – Service Learning в подготовке специального психолога. Иваново, ПресСто, 160 с.

Крутицкая Е.В. 2018. Организация волонтерского центра в вузе от компетенций к организационной структуре. Москва, Мосволонтёр, 162 с.

Манхейм К. 1994. Идеология и утопия. Пер. с нем. М.И. Левиной. В кн.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. Москва, Юрист: 7–276. (Mannheim K. 1929. Ideologie und Utopie. Bonn, Cohen, 250 s.)

Неволина В.В., Белоновская И.Д., Баранов В.В. 2017. Профессиональное саморазвитие личности в современном образовательном пространстве. Москва, Перо, 199 с.

Никольский В.С. 2023. Обучение служением в России: становление предметного поля. Высшее образование в России, 32(12): 9–28. DOI: 10.31992/0869- 3617-2023-32-12-9-28

Печегина Т., Яшина А. 2023. «Обучение служением». Мировой тренд приходит в Россию. Позитивные изменения, 3(3): 15–25. DOI: 10.55140/2782-5817-2023-3-3-15-25

Решетников О.В. 2017. Технологии социального служения в практике подготовки муниципальных служащих. Местное право, 2: 17–25.

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Суржиков М.А., Усенко А.М., Волочай А.В., Бурмистров В.С. 2023. Обучение служением. Москва, КноРус, 444 с.

Солонин С.И., Кортов С.В. 2003. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза. Университетское управление: практика и анализ, 2(25): 64–69.

Суржиков М.А., Усенко А.М., Самыгин С.И. 2023. Курс «обучение служением» как инновационная Российская образовательная методика. Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки, 16(2): 275–283. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2-275-283

Федотова В.Г. 2014. Академическая и (или) постакадемическая наука? Вопросы философии, 8: 44–53.

Филимонов К.Г., Топычканов А.В. 2020. «Идеи университета»: за пределами этатизма, менеджериализма и «башни из слоновой кости» (к вопросу о медиативных функциях университета). Антиномии, 20(2): 104–126. DOI: 10.24411/2686-7206-2020-10204

Arksey H., O’Malley L. 2005. Scoping studies: towards a methodological framework. International Journal of Social Research Methodology, 8(1): 19–32. DOI: 10.1080/1364557032000119616

Bringle R.G., Hatcher J.A. 1996. Implementing Service Learning in Higher Education. The Journal of Higher Education, 67(2): 221–239. DOI: 10.1080/00221546.1996.11780257

Butin D.W. ServiceLearning in Theory and Practice. The Future of Community Engagement in Higher Education. New York, Palgrave Macmillan, 174 p. DOI:10.1057/9780230106154

Salam M., Awang Iskandar D.N., Ibrahim D.H.A., Farooq M.S. 2019. Service learning in higher education: a systematic literature review. Asia Pacific Education Review, 20(4): 573–593. DOI: 10.1007/s12564-019-09580-6


Просмотров аннотации: 51

Поделиться

Опубликован

2024-12-28

Как цитировать

Шаркунова, Е. В., & Неволина, В. В. (2024). Обучение служением как эффективная образовательная методика для комплексного развития личности студента. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 43(4), 476-485. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-4-476-485

Выпуск

Раздел

Педагогика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)