Реакция аудитории на использование дополненной реальности в контенте аудиовизуальных спортивных медиа
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-1-60-75Ключевые слова:
новые медиатехнологии, медиапотребление, спортивные СМИ, журналистский аудиовизуальный контент, аудиовизуальный медиаконтентАннотация
Появление новых технологий создания и распространения медиаконтента привело к изменениям в функционировании журналистики. Однако не все технологии, в том числе дополненной реальности (AR), оказывают значительные изменения в потреблении или воздействии медиа. Несмотря на большое количество исследований истории и особенностей развития AR-технологий, вопросы эффективности их применения в медиа, освещающих социально востребованные темы и события, изучены недостаточно. В связи с этим цель исследования – составить представление о реакциях аудитории при просмотре спортивных трансляций, в которых использованы AR-технологии. Был проведен опрос более ста жителей Москвы, Московской и Тверской областей, следящих за спортивными событиями. Результаты показали, что более чем в двух третях случаев AR-технологии воспринимались зрителем как средство, улучшающие восприятие информации, и развлекательный элемент, а в половине ситуаций – как средство более глубокого погружения в событие. Сделан вывод о том, что использование AR-технологий в медиаконтенте замечается аудиторией и влияет на рост интереса аудитории к спортивному видеоконтенту. Полученные результаты позволяют дополнить представления об эффективности использования новейших медиатехнологий.
Библиографические ссылки
Список литературы
Аникина М.Е. 2019. Институциональные роли российского журналиста в начале XXI века. Медиаскоп, 4. DOI: 10.30547/mediascope.4.2019.7
Бирюков В.А., Дмитриева О.В., Ливсон М.В. 2020. Технологии виртуальной и дополненной реальности как инструмент привлечения аудитории средств массовой информации. Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела, 2: 52–58.
Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Колесниченко А.В., Образцова А.Ю., Вартанов С.А. 2017. Мультимедийные элементы в современном медиатексте. Медиаскоп, 3. URL: http://www.mediascope.ru/2364 (дата обращения: 13.11.2023)
Вьюгина Д.М. 2018. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России. Медиаскоп, 3. DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.11
Жаровский Е.Р. 2021. Журналистская работа в СМИ Крымского полуострова: опыт эмпирического исследования. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2: 113–135. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2021.113135
Замков А.В., Крашенинникова М.А., Лукина М.М., Цынарева Н.А. 2017. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования. Современные информационные технологии и ИТ-образование, 13(1): 166–167.
Замков А.В., Крашенинникова М.А., Лукина М.М. 2020. Трудовая деятельность журналиста: люди или роботы. Вопросы теории и практики журналистики, 9(1(30)): 46–64. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(1).46-64
Колесниченко А.В. 2023. Мультимедийные жанры в современных российских СМИ. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2: 3–22. DOI: 10.30547/ vestnik.journ.2.2023.322
Колесниченко А.В., Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Образцова А.Ю., Вартанов С.А. 2017. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 5: 51–71.
Красавина А.В., Ржендинская И.А. 2022. Особенности применения технологий дополненной реальности (ar) в журналистике: ограничения формата и перспективы развития. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 22(4): 106–116. DOI: 10.14529/ssh220413
Крашенинникова М.А., Барабанова А.А. 2022. Автоматизированный текст в современной российской медиапрактике: критерии оценки качества. Меди@льманах, 5(112): 56–62. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.5662
Крашенинникова М.А., Зацепилина Ю.А. 2019. Игровые форматы в современных зарубежных онлайн-СМИ. Медиаскоп, 4. DOI: 10.30547/mediascope.4.2019.4
Напалкова А.А., Никулина Т.А. 2019. Применение технологий дополненной и виртуальной реальности для привлечения потребителей к взаимодействию с брендами. Практический маркетинг, 4(266): 3–13.
Рукояткина Д.Л., Садикова С.В. 2019. Основные тенденции в развитии AR/VR-технологий и как они изменяют индустрию развлечений. В кн.: Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 09-12 апреля 2019 г.). Вып. 19. Под ред. Л.В. Шарахиной,
Л.В, Азаровой, М.Е. Кудрявцевой. Санкт-Петербург, Изд-во Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина): 78–83.
Шаронин П.Н., Лебедева Т.А. 2020. Анализ инструментов дополненной реальности в современных медиапроектах. Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела, 4: 68–72.
Azuma R.T. 1997. A Survey of Augmented Reality. Teleoperators and Virtual Environments, 6(4):
–385. DOI: 10.1162/pres.1997.6.4.355
Broersma M., Eldridge S. 2019. Journalism and Social Media: Redistribution of Power? Media and Communication, 7(1): 193. DOI: 10.17645/mac.v7i1.2048
Kolesnichenko A., Vyrkovsky A., Galkina M., Vartanov S., Obraztsova A. 2018. Transformation of newsroom work in the digital era. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 1: 7–22. DOI: 10.30547/worldofmedia.1.2018.1
Milgram P., Kishino A.F. 1994. A taxonomy of mixed reality visual displays. IEICE operations with information and systems, 12(12): 1321–1329.
Rekimoto D., Ayatsuka Y. 2000. CyberCode: Designing augmented reality environments with the help of visual tags. In: DARE '00: Proceedings of DARE 2000 on Designing augmented reality environments. Association for Computing Machinery New NY United States: 1–10. DOI: 10.1145/354666.354667
Saltzis K., Dickinson R. 2008. Inside the changing newsroom: journalists' responses to media convergence. Aslib Proceedings, 60(3): 216–228. DOI: 10.1108/00012530810879097
Sutherland I.E. 1965. The Ultimate Display. In: Proceedings of the IFIPS Congress (New York, May
–29, 1965). Vol. 2: 506–508.
Veber M.S., Kosterich E. 2018. Coding News: The role of computer code in filtering and distributing news. Digital Journalism, 6(3): 310–329. DOI: 10.1080/21670811.2017.1366865
Woolard A., Lalioti V., Hedley N.R., Carrigan N., Hammond M., Julien J. 2003. Case Studies in Application of Augmented Reality in Future Media Production. In: 2003 IEEE and ACM International Symposium on Mixed and Augmented Reality ISMAR 2003 (Tokyo, October 7–10, 2003). Tokyo, Japan: 294–295. DOI: 10.1109/ISMAR.2003.1240727
References
Anikina M.E. 2019. Institutional Roles of Russian Journalist at the Beginning of the XXIst Century. Mediascope, 4 (in Russian). DOI: 10.30547/mediascope.4.2019.7
Biryukov V.A., Dmitrieva O.V., Livson M.V. 2020. Virtual and augmented reality technologies as a tool for attracting mass media audience. Proceedings of the institutions of higher education. Issues of the graphic arts and publishing, 2: 52–58 (in Russian).
Vyrkovsky A.V., Galkina M.Yu., Kolesnichenko A.V., Obraztsova A.Yu., Vartanov S.A. 2017. Multimedia Elements in Modern Media Text. Mediascope, 3 (in Russian). URL: http://www.mediascope.ru/2364 (accessed: November 13, 2023).
Vyugina D.M. 2018. The Internet in Everyday Media Consumption of Russian Digital Generation]. Mediaskop, 3 (in Russian). DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.11
Zharovskiy E.R. 2021. Journalistic work in the media of the Crimean peninsula: experience of empirical research. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 10. Zhurnalistika, 2: 113–135 (in Russian). DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2021.113135
Zamkov A.V., Krasheninnikova M.A., Lukina M.M., Tsynareva N.A. 2017. Immersive Journalism: Approaches to Theory and Problems of Education. Modern information technologies and
IT- education, 13(1): 166–167 (in Russian).
Zamkov A.V., Krasheninnikova M.A., Lukina M.M. 2020. Working Practices of Journalists: Humans or Robots. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 9(1(30)): 46–64 (in Russian). DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(1).46-64
Kolesnichenko A.V. 2023. Multimedia Genres in Modern Russian Media. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 10. Zhurnalistika, 2: 3–22 (in Russian). DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2023.322
Kolesnichenko A.V., Vyrkovsky A.V., Galkina M.Yu., Obraztsova A.Yu., Vartanov S.A. 2017. Transformation of Journalistic Work in Response to new Technologies: Information Search, Genres of Media Texts, Editorial Cultur. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 10. Zhurnalistika, 5:
–71 (in Russian).
Krasavina A.V., Rzhendinskaya I.A. 2022. Features of the Use of Augmented Reality Technologies (ar) in Journalism: Format Limitations and Development Prospects. Bulletin of the South Ural state university. Series: Social sciences and the humanities, 22(4): 106–116 (in Russian). DOI: 10.14529/ssh220413
Krasheninnikova M.A., Barabanova A.A. 2022. Avtomatizirovannyi tekst v sovremennoi rossiiskoi mediapraktike: kriterii otsenki kachestva [Automated text in modern Russian media practice: quality assessment criteria]. MediaAlmanah, 5(112): 56–62. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.5662
Krasheninnikova M.A., Zatsepilina Y.A. 2019. Game Formats in Modern Foreign Online Media. Mediaskope, 4 (in Russian). DOI: 10.30547/mediascope.4.2019.4
Napalkova A.A., Nikulina T.A. 2019. Applying Augmented and Virtual Reality Technologies for Attracting Consumers to the Interaction with the Brand. Practical marketing, 4(266): 3–13 (in Russian).
Rukoyatkina D.L., Sadikova S.V. 2019. Main Tendencies of Developing AR/VR-Technologies and How They Change Entertainment Industry. In: Sotsial'nye kommunikatsii: nauka, obrazovanie, professiya [Social Communications: Science, Education, Profession]. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (St. Petersburg, April 9-12, 2019). Iss. 19. Eds. L.V. Sharakhina, L.V, Azarova, M.E. Kudryavtseva. St. Petersburg, Publ. Izd-vo Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi elektrotekhnicheskii universitet «LETI» im. V.I. Ul'yanova (Lenina): 78–83.
Sharonin P.N., Lebedeva T.A. 2020. Analysis of augmented reality’s tools in modern media projects. Proceedings of the institutions of higher education. Issues of the graphic arts and publishing,
: 68–72 (in Russian).
Azuma R.T. 1997. A Survey of Augmented Reality. Teleoperators and Virtual Environments, 6(4):
–385. DOI: 10.1162/pres.1997.6.4.355
Broersma M., Eldridge S. 2019. Journalism and Social Media: Redistribution of Power? Media and Communication, 7(1): 193. DOI: 10.17645/mac.v7i1.2048
Kolesnichenko A., Vyrkovsky A., Galkina M., Vartanov S., Obraztsova A. 2018. Transformation of newsroom work in the digital era. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 1: 7–22. DOI: 10.30547/worldofmedia.1.2018.1
Milgram P., Kishino A.F. 1994. A taxonomy of mixed reality visual displays. IEICE operations with information and systems, 12(12): 1321–1329.
Rekimoto D., Ayatsuka Y. 2000. CyberCode: Designing augmented reality environments with the help of visual tags. In: DARE '00: Proceedings of DARE 2000 on Designing augmented reality environments. Association for Computing Machinery New NY United States: 1–10. DOI: 10.1145/354666.354667
Saltzis K., Dickinson R. 2008. Inside the changing newsroom: journalists' responses to media convergence. Aslib Proceedings, 60(3): 216–228. DOI: 10.1108/00012530810879097
Sutherland I.E. 1965. The Ultimate Display. In: Proceedings of the IFIPS Congress (New York, May 24–29, 1965). Vol. 2: 506–508.
Veber M.S., Kosterich E. 2018. Coding News: The role of computer code in filtering and distributing news. Digital Journalism, 6(3): 310–329. DOI: 10.1080/21670811.2017.1366865
Woolard A., Lalioti V., Hedley N.R., Carrigan N., Hammond M., Julien J. 2003. Case Studies in Application of Augmented Reality in Future Media Production. In: 2003 IEEE and ACM International Symposium on Mixed and Augmented Reality ISMAR 2003 (Tokyo, October 7–10, 2003). Tokyo, Japan: 294–295. DOI: 10.1109/ISMAR.2003.1240727
Просмотров аннотации: 8
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Тимур Ильдарович Тимербулатов , Михаил Игоревич Макеенко

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.