Воспитательный потенциал детских «страшных» рассказов на русском и английском языках в свете национальных традиций

Авторы

  • Наргиса Зарифжоновна Далимова Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-2-347-354

Ключевые слова:

воспитание, социализация ребенка, культурные традиции, страшилки, страх, детский фольклор

Аннотация

Сопоставительный анализ произведений детского фольклора разных жанров имеет большое значение для выявления особенностей национальной культуры. Исследование детских «страшных» рассказов на материале русского и английского фольклора как средства воспитания детей до сих пор не было объектом фундаментального изучения. Целью данной работы является описание чувства страха как базовой категории культуры и его места в истории изучения детского «страшного» фольклора в отечественной фольклористике. В работе выполнен сопоставительный анализ способов создания терапевтического эффекта страха посредством ознакомления детей с детскими «страшными» рассказами, характеризуются этические установки русских и англичан в сюжете рассказов и их роль в процессе социализации ребенка. Выявлены особенности культурных традиций русских и англичан в воспитании детей и подготовке их к жизни в обществе. Доказано, что использование детских «страшных» рассказов в процессе воспитания способствуют укреплению психофизиологического состояния детей, установлению социальных связей и усвоению национальных традиций воспитания. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе психологами, педагогами и филологами.

Биография автора

Наргиса Зарифжоновна Далимова, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

аспирант кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики, Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы,
Уфа, Республика Башкортостан, Россия.
E-mail: dalimova84@inbox.ru

Библиографические ссылки

Список литературы

Кабакова Г. 2005. «Придет серенький волчок»: о формулах устрашения детей. В кн.: Семиотика страха. Под ред. Н. Букс, Ф. Конта. Сорбонна, Русский институт; Париж, Европа: 356–372.

Ковтун Н.В., Бурылова А.В. 2025. Образ матери в страшных историях Л.С. Петрушевской Филологические науки. Вопросы теории и практики, 18(5): 1850–1857. DOI 10.30853/phil20250262.

Лойтер С.М. 2001. Русский детский фольклор и детская мифология: Исслед. и тексты. М-во образования Рос. Федерации. Кар. гос. пед. ун-т. Петрозаводск, КГПУ, 293 с.

Лотман Ю.М. 2004. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры. В кн.: Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт-Петербург, Искусство-СПб.: 664–666.

Матвеева Э.Г. 2023. От фольклора индейцев до «страшных» историй: исследования американского детского фольклора. Фольклор: структура, типология, семиотика, 6(4): 124–146. DOI: 10.28995/2658-5294-2023-6-4-124-146

Милютина М.Д. 2022. Крипипаста как жанр современного Интернет-фольклора: проблема репрезентации страха. Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета, 1(20): 85-89.

Мирвода Т.А. 2018. Детский «страшный» повествовательный фольклор: к проблеме разработки указателей. Модель указателя. Вестник Российского государственного гуманитарный университета. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение, 9(42): 61–78. DOI: 10.28995/2073-6355-2018-9-61-78

Ондар М.В. 2023. «Страшный» повествовательный фольклор в сети. В кн.: Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий: Материалы IX Международной научной конференции, посвященной Десятилетию науки и технологий и Десятилетию языков коренных народов, 22 сентября 2023, Абакан, Хакасское книжное издательство имени

В.М. Торосова: 173–181.

Орлов А.Б., Орлова Л.В., Орлова Н.А. 2011. Психологические механизмы возникновения

и коррекции внушенных детских страхов. Вопросы психологии, 3: 17–32.

Чередникова М.П. 2002. Голос детства из дальний дали… (Игра, магия, миф в детской культуре). Москва, Лабиринт, 224 с.

References

Kabakova G. 2005. «Pridet seren'kii volchok»: o formulakh ustrasheniya detei [«The Little Grey Wolf Will Come»: On Formulas for Frightening Children]. In: Semiotika strakha [Semiotics of Fear]. Eds.

N. Buks, F. Kont. Sorbonna, Publ. Russkii institut; Parizh, Publ. Evropa: 356–372.

Kovtun N.V., Burylova A.V. 2025. The image of a mother in L. S. Petrushevskaya’s horror stories. Philology. Theory & Practice, 18(5): 1850–1857. DOI 10.30853/phil20250262.

Loiter S.M. 2001. Russkij detskij fol'klor i detskaya mifologiya: Issled. i teksty [Russian children's folklore and children's mythology: Research and texts]. M-vo obrazovaniya Ros. Federacii. Kar. gos. ped. un-t. Petrozavodsk: KGPU. pp. 293.

Lotman Yu.M. 2004. O semiotike ponyatii «styd» i «strakh» v mekhanizme kul'tury [On the semiotics of the concepts of «shame» and «fear» in the mechanism of culture]. In: Lotman Yu.M. Semiosfera [Semiosphere]. St. Petersburg, Iskusstvo-SPb.: 664-666.

Milyutina M.D. 2022. Kripipasta as a genre of Modern Internet Folklore. The Problem of Fear Representation. Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University, 1(20): 85-89.

Matveeva E.G. 2023. From native American folklore to «scary» stories. Survey of research on American children’s folklore. Folklore: Structure, Typology, Semiotics, 6(4): 124–146. DOI: 10.28995/2658-5294-2023-6-4-124-146

Mirvoda T.A. 2018. On the problem of creating indices for children’s “scary” narrative folklore. A model of an index. RSUH/RGGU Bulletin. History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies Series, 9(42): 61–78. DOI: 10.28995/2073-6355-2018-9-61-78

Ondar M.V. 2023. «Strashnii» povestvovatelnii folklor v seti [«Scary» narrative folklore on the Web]. In: Narodi I kulturi Sayano-Altaya i sopredelnih territorii [Peoples and cultures of Sayano-Altai and adjacent territories]. Proceedings of the IX International Scientific Conference dedicated to the Decade of Science and Technology and the Decade of Indigenous Languages, September 22, Abakan, Publ. V.M. Torosov, Khakassia Book Publishing House: 173–181.

Orlov A.B., Orlova L.V., Orlova N.A. 2011. Psychological mechanisms of emergence and correction of suggested children’s fears. The Issues Relevant to Psychology, 3: 17–32.

Cherednikova M.P. 2002. Golos detstva iz dal'nii dali… (Igra, magiya, mif v detskoi kul'ture) [The voice of childhood from the distant distance… (Play, magic, myth in children’s culture)]. Moscow, Publ. Labirint. pp. 224.


Просмотров аннотации: 23

Поделиться

Опубликован

2025-06-30

Как цитировать

Далимова, Н. З. (2025). Воспитательный потенциал детских «страшных» рассказов на русском и английском языках в свете национальных традиций. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 44(2), 347-354. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-2-347-354

Выпуск

Раздел

Языкознание