Инфографика еженедельника «Аргументы и факты»: медиаэстетический потенциал
работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 18-18- 00007 «Медиаэстетический компонент современной коммуникации»
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-3-367-377Ключевые слова:
визуализация, визуальные средства, медиаэстетика, поликодовый текст, эстетика медиаАннотация
Тенденции глобализации, визуализации, панмедиатизации и развитие цифровых технологий обусловили формирование новых типов медиатекста, одной из важнейших характеристик которых стало эстетическое воздействие на адресата. Ученые обсуждают проблемы формирования новой медиаэстетики. Вместе с тем исследования, посвященные медиаэстетическому потенциалу инфографики, в российском исследовательском сегменте
отсутствуют. В связи с этим автором предпринята попытка определить медиэстетический потенциал инфографик. Использованы методы сплошной выборки, кейс-стади и контент-анализа. Эмпирической базой исследования послужили журналистские материалы издания «Аргументы и факты» за 2018 год. Анализ инфографических публикаций позволил выделить их особенности: диалогический характер публицистического образа; сочетание политематичности инфографики и общих принципов представления информации; социальную направленность; влияние контекста на
восприятие инфографики; нетипичность и необязательность интерактивности как свойства инфографики. На основе анализа публикаций издания «Аргументы и факты» выделены основные принципы представления информации и создания публицистического образа в поликодовом тексте, определены функции вербальных и визуальных средств, описан медиаэстетический потенциал инфографики. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе и в научной деятельности при подготовке студентов и аспирантов медианаправлений.
Библиографические ссылки
Ворошилова М.Б. 2006. Креолизованный текст: аспекты изучения. Политическая лингвистика. Вып. 20: 180–189.
Выровцева Е.В., Симакова С.И. 2019. Инфографика как вид публицистического текста. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология, 18 (6): 104–114. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-6-104-114.
Дускаева Л.Р. 2016. О жанровых текстовых категориях. Жанры речи, 2 (14): 25–32. DOI: https://doi.org /10.18500/2311-0740-2016-2-14-25-32.
Загидуллина М.В. 2017а. Медиаэстетика в аспекте эколингвистического подхода. В кн.: Język rosyjski XXI wieku. Źrodła i perspektywy. Русский язык ХХI века. Истоки и перспективы. Под ред. G. Mańkowska и др. Варшава. Издательство: Instytut Rusycystyki Uniwersytetu Warszawskiego, 24–29.
Загидуллина М.В. 2017б. Эстетический компонент поликодовых медиатекстов. В кн. Медиалингвистика. Материалы II Международной научно-практической конференции «Язык в координатах массмедиа», г. Санкт-Петербург, 02-06 июля 2017 года. Под ред. А.А. Малышева. СПб., Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПГУ: 101–103.
Загидуллина М.В. 2019. Медиаэстетика и эстетика журналистики: К вопросу о разграничении феноменов. В кн.: Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения. Коммуникации в медиаиндустрии: акторы, технологии, тренды. Сборник материалов круглого стола Междунарадного научного форума, г. Санкт-Петербург, 18–19 апреля 2 019 г ода. В 2 -х т. Т.1. Под ред. В.В. Васильевой. СПб., СПбГУ: 150‒151.
Короченский А.П. 2019. Постжурналистика: сущность, признаки, социальные эффекты. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика, 1: 6–12.
Левшаков В.С. 2017. Роль субъекта в публицистическом диалоге. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 1: 129–131.
Симакова С.И. 2020. «Цивилизация глаза»: специфика визуальной репрезентации события. Гуманитарный вектор, 15, 1: 125–133. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-1-125-133.
Симакова С.И., Распопова С.С., Выровцева Е.В. 2017. Визуальный поворот в массовых коммуникациях. Под ред. С.И. Симаковой. Челябинск, Изд-во Челябинского университета, 112 с.
Цветова Н.С. 2017. Медиатекст в свете практической эстетики. Медиалингвистика, 4(19): 18–26.
Cairo A. 2013. The functional art: An introduction to information graphics and visualization. Berkeley, 384 p.
Krotz F. 2007. The meta-process of ‘mediatization’ as a conceptual frame. Global Media and Communication, 3 (3): 256–260. DOI: 10.1177/17427665070030030103.
Manovich L. 2001. The language of new media. Cambridge, Massachusetts, London, England, The MIT Press, 354 p.
Mirzoeff N. 1998. What is visual culture? In: The Visual Culture Reader. Ed. N. Mirzoeff. London, New York: Routledge: 3–13.
Mitchell W. J. T. 2015. Image science: iconology, visual culture, and media aesthetics. The University of Chicago Press, 264 p.
Luhmann N. 1987. Soziale Systeme: Grundriß einer allgemeinen Theorie. Suhrkamp Verlag, 675 p.
Simakova S., Panyukova S., Topchii I. 2019. Autonomy of Picture: The Place of Author’s Drawings in Modern Communication of Scientific-Popular Theme. Przegląd Wschodnioeuropejski, 10 (1): 337-345. https://doi.org/10.31648/pw.4529
Simakova S., Topchii I. 2018. Media space visualization as a trend of modern era. SGEM International multidiscilinary scientific conference on social sciences and arts: conference proceedings. SGEM 2018. Volume 5: 205–213.
Topchii I. 2018. Comprehensive analysis of the mass media visual component in the aspect of media aesthetics. TEEM'18 Proceedings of the Sixth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality, Salamanca, Spain, October 24–26, 2018: 546–552. DOI: 10.1145/3284179.3284272.
Topchii I. 2019. Theoretical aspects of the news media strategies and specificies within social networks. In: Journalistic text in a new technological environment: achievements and problems European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (III Post mass media in the modern informational society (PMMIS 2019), Chelyabinsk State University, March 28–29, 2019, 66: 440–450. DOI: 10.15405/EPSBS.2019.08.02.51.
Просмотров аннотации: 470
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Светлана Ивановна Симакова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.