Особенности стратегий и тактик проектирования в музыкальном образовании

Авторы

  • Наталья Владимировна Константинова Алтайский государственный институт культуры

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-3-399-407

Ключевые слова:

проектирование, система, музыкально-педагогический процесс, эстетические ситуации, художественный диалог

Аннотация

Проектировочная деятельность становится необходимым компонентом подготовки современного педагога-музыканта. Развитие педагогической науки и практики, появление новых технологий создаёт необходимость постоянного переосмысления возможностей проектировочной деятельности, что недостаточно освещено в научно-педагогической литературе. Целью работы стало рассмотрение системы музыкального образования, как целостного компонента
проектирования, а также музыкально-педагогического процесса, как его части с позиций взаимодействие трёх субъектов: учитель – музыка – ученик. Дано пояснение содержания каждого. Изучен опыт проектирования системы музыкального образования на примере анализа проекта «Музыка для всех» в Республике Саха (Якутия). Представлен анализ педагогической ситуации, имеющей эстетический характер, как основного объекта тактики проектирования, её содержания, структуры, этапов организации в музыкально-педагогическом процессе. Определены формы проектирования в музыкально-образовательной практике. Приведены условия создания благоприятной педагогической среды в реализации проектной деятельности педагога-музыканта. Изложенные позиции позволят ориентироваться и адаптироваться к постоянно развивающимся и меняющимся педагогическим знаниям, ускорят адаптацию к новым музыкально-образовательным технологиям, новым парадигмам образования. Научным вкладом данной работы стало обоснование проектирования с позиций специфики взаимодействия учитель – музыка – ученик.

Биография автора

Наталья Владимировна Константинова , Алтайский государственный институт культуры

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкознания и фортепиано
Алтайского государственного института культуры,

г. Барнаул, Россия

Библиографические ссылки

Абдуллин Э.Б. 2014. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта. СПб., Планета музыки, 368 с.

Абдуллин Э.Б., Ванилихина О.В., Морозова Н.В. 2002. Методологическая культура педагога-музыканта. М., Академия, 272 с.

Безрукова В.С. 1994. Педагогика : учебник для индустр.-пед. техникумов и инж.-пед. Вузов. Екатеринбург, УГППУ, 338 с.

Пахомова Н.Ю. 2003. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. Под ред. Н.Ю. Пахомовой. М., АРКТИ, 121 с.

Рачина Б.С. 2015. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта. Под ред. Б.С. Рачиной. СПб., Лань, Планета музыки, 512 c.

Основы теоретического музыкознания. 2003. Под ред. М.И. Ройтерштейна. М., Академия, 2003, 272 c.

Харайбатова О.М. 2019. Организационная структура управления Республиканским проектом «Музыка для всех». Ежеквартальный культурно-просветительский журнал «Музыка для всех», 2: 24–26.

Яковлева Н.О. 2001. Педагогическое проектирование. Под ред. И.С Карасовой. Челябинск, Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 124 с.

Лебедева О.Е. 2010. Педагогическое проектирование: теоретические аспекты. В кн. Аграрная наука – сельскому хозяйству. V Международная научно-практическая конференция. Барнаул, Алтайский государственный аграрный университет: 466–468.

Бичерова Е.Н. 2012. Особенности исследовательской и проектной деятельности младших школьников: сравнительно-сопоставительный анализ. Вестник Брянского государственного университета, 1 (1): 187–194.

Ганиева Э.А. 2017. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках ФГОС второго поколения: сравнительно-сопоставительный анализ. В кн.: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Материалы VI международной научно-практической конференции, Нижневартовск, 13–15 февраля 2017 г., ч. I: Общественные и гуманитарные науки. Под ред. А.В. Коричко. Нижневартовск, Изд-во Нижневарт. гос. ун-та: 38–45.

Константинова Н.В. 2020. Особенности взаимодействия вузов культуры с Центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей (на примере деятельности музыкального факультета АГИК). В кн.: Взаимодействие учреждений культуры и образования в музыкальном развитии детей. Сборник статей и материалов IV Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 5–6 марта 2020 г. Новосибирск, Изд-во Новосиб. гос. Консерватория им. М.И. Глинки: 32–40.

Константинова Н.В. 2019а. Особенности проектно-исследовательской деятельности педагога-музыканта. В кн.: Теория, история и практика образования в сфере культуры. Материалы XIX международной научно-методической конференции, Барнаул, 17 октября 2019 г. Под ред. Е.А. Московкиной. Барнаул, Изд-во АГИК: 166–169.

Константинова Н.В. 2019б. Традиционные и инновационные формы общения с музыкой в современном образовании. В кн.: Взаимодействие учреждений культуры и образования в музыкальном развитии детей. Сборник статей и материалов III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения Дмитрия Борисовича Кабалевского, Новосибирск, 1–2 марта 2019 г. Под ред. Л.П. Робустовой. Новосибирск, Изд-во Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки: 29–37.

Константинова Н.В. 2018. Культурно-воспитательная среда как условие профессионально-творческого саморазвития студентов. В кн.: Теория, история и практика образования в сфере культуры. Материалы XVIII международной научно-методической конференции, Барнаул, 15 марта 2018 г. Под ред. Л.Г. Гусляковой. Барнаул, Изд-во АГИК: 115–118.

Медушевский В.В. 1993. Художественный мир музыки. В кн.: Спутник учителя музыки. Под ред. С.С. Балашовой. М., Просвещение: 77–89.

Dieter Dörrenbächer 2009. Musikalische bildung in deutschland von kindesbeinen an Ziele – Strukturen – Perspektiven. URL: https://rachmaninov.ru/assets/uploads/konf/dgt_2016/dyorrenbexer.pdf (дата обращения: 23.05.2020).

Dewey J. 1915. Froebel`s Educational Principles. URL: http://www.brocku.ca/MeadProject/Dewey/Dewey-1907/Dewey-1915b.html. Chicago: University of Chicago. (1915): 111-127. (дата обращения: 05.05.2020).

Кірєєва Т.І. 2011. Музична освіта сьогодення: від ярослава мудрого до новітнього часу URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/85447/26-Kireeva.pdf?sequence=1 (дата обращения: 03.06.2020).

The Project Gutenberg E Book of Democracy and Education, by John


Просмотров аннотации: 460

Поделиться

Опубликован

2020-10-21

Как цитировать

Константинова , Н. В. (2020). Особенности стратегий и тактик проектирования в музыкальном образовании. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(3), 399-407. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-3-399-407

Выпуск

Раздел

Педагогика