Проектирование доброжелательной образовательной среды педагогического института
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-3-443-454Ключевые слова:
доброжелательная школа, образовательная среда вуза, педагогический институт, будущий учитель, проектирование, проектное управлениеАннотация
В рамках Стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2019–2021 года. актуальной задачей становится подготовка «доброжелательного учителя» для «доброжелательной школы». Подготовка такого учителя с новыми профессиональными компетенциями и высокой мотивацией должна осуществляться в «доброжелательной» образовательной среде педагогического вуза. Однако указанная категория
недостаточно обоснована в психолого-педагогической науке. В связи с этим авторами проведен анализ понятия «образовательная среда», раскрыта его сущность, структура. Доброжелательность образовательной среды рассмотрена как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде вуза развивающий характер. Показано, что доброжелательная образовательная среда педагогического вуза является фактором формирования готовности
будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности на основе гуманизма, сотрудничества, доброжелательности. Описан опыт разработки инициативного проекта «Доброжелательный педагогический институт НИУ «БелГУ» в рамках методологии проектного управления, проработаны такие этапы, как проблематизация, целеполагание, определение результатов проекта, требований к результату, показателей успешности проекта, разработка мероприятий проекта, определение рисков и эффектов от реализации проекта.
Библиографические ссылки
Зимняя И.А. 2010. Педагогическая психология. Под ред. И.А. Зимней. Москва, Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж, МОДЭК, 448 с.
Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. 2017. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений. М., Проспект, 464 с. URL: https://rucont.ru/efd/632755 (дата обращения: 07.04.2020).
Москвин С.Н. 2019. Управление проектами в сфере образования. Под ред. С.Н. Моквина. Москва, Юрайт, 139 с. URL: https://urait.ru/bcode/446191 (дата обращения: 04.04.2020).
Писарева С.А. 2005. Образовательная среда профильного обучения. Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб., КАРО, 96 с.
Алисов Е.А. 2016. Категориальная специфика понятия «Экологически безопасная образовательная среда». В кн.: Современное образование в стране: состояние, проблемы, перспективы развития. Сборник материалов городского межвузовского Круглого стола, Москва, 7- 9 октября 2016 года. Под ред. Л.В. Поляковой, Г.М. Коджаспировой. М., Издательство «Экон-Информ»: 3–7.
Баева И.А. 2002. Психологическая безопасность в образовании. Под ред. И.А. Баевой. СПб., Издательство «СОЮЗ», 271 с.
Вачков И.В. 2014. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11 (2): 36–50.
Веряев A.A., Шалаев И.К. 1998. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. Педагог: наука, технология, практика. 1 (4): 33– 39.
Гурьянова Э.А., Зайнуллина М.Р., Мещерякова С.А., Набиева Л.Г., Новикова Е.Н., Палей Т.Ф., Ревкова Е.Г. 2012. Реализация проектно-ориентированной модели управления в сфере высшего профессионального образования. Казань, Издательство Института экономики и финансов К(П)ФУ, 160 с.
Кашник О.И., Брызгалина А.А. 2013. Социальная безопасность: теоретические аспекты. Образование и наука, 3 (102): 98–110. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-98-110.
Козырев В.А. 2004. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование. Под ред. В.А. Козырева. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 328 с.
Менг Т.В., Лабунская Н.А. 2001. Образовательная среда: подходы к раскрытию понятия. В кн.: Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. Материалы шестой научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 15 февраля 2001 года. СПб., Издательство Образование: 19–21.
Муравьева Н.Н. Лебедева А.М. 2019. Проектное управление в сфере образования. Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы, 2: 113–119. URL: https://portalu.ru/index.php/journal/article/view/217 (дата обращения: 03.04.2020).
Подымова Л.С., Алисов Е.А. 2010. Готовность субъектов образовательного процесса к педагогическому проектированию образовательной среды. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 12 (92): 135–138.
Подымова Л.С., Подымов Н.А., Алисов Е.А. 2018. Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде. Интеграция образования, т. 22, № 4 (93): 663–680. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.663-680.
Раудсепп М. 1989. Субъект и поддерживающая среда. В кн.: Средовые условия развития социальных общностей. Под ред. Т. Нийта. Таллин: 67–92.
Слободчиков В.И. 2000. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Под ред. В.И. Слободчикова. М., Экопсицентр РОСС, 230 с.
Тарасов С.В. 2011. Образовательная среда: понятие, структура, типология. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 3 (3): 133–138.
Alonso F., Esteban C., Tortosa F., Useche S. 2017. Perception of Road Safety in Children's Environment. American Journal of Educational Research, 5 (3): 273-278. DOI: 10.12691/education-5-3-7.
Bergmuller S. 2013. The relationship between cultural individualism-collectivism and student aggression across 62 countries. Agressive Behavior, 39 (3): 182–200. DOI: 10.1002/ab.21472.
Doran G.T. 1981. There’s a S.M.A.R.T. Way to Write Management’s Goals and Objectives. Management Review, Volume 70 (11): 35–36.
Glew G.M., Fan M.-Yu, Katon W., Rivara F.P. 2008. Bulling and school safety. The Journal of Pediatrics, 152 (1): 123–128. DOI: 10.1016/j.jpeds.2007.05.045.
Jafari S., Asgari A. 2020. Predicting Students’ Academic Achievement Based on the Classroom Climate, Mediating Role of Teacher-Student Interaction and Academic Motivation. Integration of Education, 24 (1): 62–74. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.062-074 ((in Russian).
Malan L., Van Dijk D. 2016. The strategy to align road safety education to the further education and training band curriculum. Africa Education Research, 13: 132–146. DOI: 10.1080/18146627.2016.1224557.
Nansel T.R., Overpeck M.D., Haynie D.L., Ruan W.J., Scheidt P.C. 2003. Relationships between bullying and violence among US youth. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 157(4):348-353. DOI: 10.1001/archpedi.157.4.348.
Rowe E.W., Kim S., Baker J.A., Kamphaus R.W., Horne A.M. 2010. Student Personal Perception of Classroom Climate: Exploratory and Confirmatory Factor Analyses. Educational and Psychological Measurement, 70 (5): 858–879. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ898768 (accessed: 03.03.2020).
Urdan T., Schoenfelder E. 2006. Classroom Effects on Student Motivation: Goal Structures, Social Relationships, and Competence Beliefs. Journal of School Psychology, 44 (5): 331-349. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2006.04.003.
Von Solms R., Von Solms S. 2015. Cyber Safety Education in Developing Countries. Systemics, Cybernetics and Informatics, 13 (2): 14–19. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/7841/32717d6cb981e654b579d1285339a554ea7b.pdf (accessed: 03.03.2020).
Просмотров аннотации: 437
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Виктория Борисовна Тарабаева, Елена Николаевна Кролевецкая
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.