Сущность и компонентный состав медиакомпетентности будущего педагога
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-4-590-599Ключевые слова:
медиаобразование, медиакультура, медиакомпетентностьАннотация
В условиях информатизации общества немалое значение в системе высшего образования отводится формированию у студентов педагогических специальностей медиакомпетентности как важнейшего профессионального качества личности. Медиакомпетентность будущего педагога представлена в исследованиях многих зарубежных и отечественных специалистов, которые рассматривают ее и как цель образовательного процесса, и как его личностный результат. Однако комплексный анализ компонентного состава медиакомпетентности приводит к выводу о недостаточной изученности компонента, определяющего индивидуально-личностную стратегию профессионального образования. В связи с этим целью исследования является обоснование значимости личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей для его дальнейшего изучения и формирования. В результате исследования дано авторское определение медиакомпетентности будущего педагога, проанализирован компонентный состав медиакомпетентности и обусловлена значимость личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей.
Библиографические ссылки
Белан Е.П. 2011. Формирование медиакомпетентности студентов педагогических вузов. В кн.: Ключевые проблемы современной науки – 2011. II международная научно-практическая конференция, г. София, Болгария, 15–17 апреля 2011 года. URL: http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Pedagogica/2_82553.doc.htm (дата обращения: 12.04.2020).
Бондаренко Е.А. 2009. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов. В кн.: Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам. Под ред. А.В. Федорова. Таганрог, Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та: 10–19.
Бронникова Л.М., Овчаров А.В., Скулов П.В., Хорохордина Е.А. 2012. Некоторые аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Фундаментальные исследования, 11. Ч. 5: 1089–1094.
Вебер В. 2002. Портфолио медиаграмотности. Информатика и образование, 8: 46–52.
Георгиади А.А. 2014. Подготовка будущих учителей филологических специальностей к профессиональной деятельности с применением медиаобразовательных технологий. Дис… канд. пед. наук. Ялта, 243 с.
Григорьева И.В. 2012. Альтернативный взгляд на сущность и содержание понятия «медиакомпетентность личности будущего педагога» в условиях ФГОС-3. Magister Dixit, 3 (09): 147–160.
Гудилина С.И. 2004. Перспективы развития медиаобразовательных технологий. В кн.: Образовательные технологии XXI века. Под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой и Д.Т. Рудаковой. М., Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования: 71–78.
Жижина М.В. 2009. Проблемы психологической культуры личности в процессах медиаобразования. В кн.: Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам. Под ред. А.В. Федорова. Таганрог, Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та: 25–31.
Зимняя И.А. 2006. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Эйдос: Интернет-журнал. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. (дата обращения: 29.03.2018).
Змановская Н.В. 2004. Формирование медиа-коммуникативной образованности будущих учителей. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 24 с.
Иванова Л.А. 2005. К вопросу о формировании медиаобразованности будущего учителя в современном обществе. Байкальский психологический и педагогический журнал, 1-2 (5-6): 131–137.
Иманова О.А. 2010. Методика развития деятельностной компоненты медиакомпетентности учащихся старших классов средствами информационных технологий. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 20 с.
Искаков Б.А. 2013. Развитие медиакомпетентности учителей в условиях ресурсного центра. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 24 с.
Кутькина О.П. 2006. Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 23 с.
Мулдашев Р.М. 2015. Сущность личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2 (97): 67–71.
Мулдащев Р.М. 2013. Некоторые характеристики личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей. Педагогическое образование в России, 3: 95–97.
Мулдашев Р.М., Векслер В.А., Мулдашева С.В. 2017. Особенности личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2 (9): 350–354. URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/2/00350.pdf.
Сергеев Г.А. 2010. Компетентность и компетенции в образовании. Владимир, Изд-во Владимирского гос. ун-та, 107 с.
Федоров А.В. 2007а. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям. Инновации в образовании, 10: 75–108.
Федоров А.В. 2007б. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., Информация для всех, 616 c.
Чеботарева Н.И. 2013. Педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов вуза. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 29 с.
Kubey R. 1997. Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick & London, Transaction Publishers, 202 p.
Potter W. J. 2001. Media Literacy. Thousand Oaks. London, Sage Publication, 423 p.
Tyner K. 1998. Literacy in a Digital World. Mahwah, NJ. London. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 291 p.
Просмотров аннотации: 425
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Роман Мадиевич Мулдашев
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.