СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ЗАНЯТИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ)
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-1-66-74Ключевые слова:
психологический климат, социально-психологический климат, информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, современные средства обучения, информатизация образованияАннотация
Важным условием гармоничного развития личности обучающегося является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях информатизации образования, широкого применения современных средств информационно-коммуникационных технологий. При широком применении информационных технологий недостаточное количество работ в аспекте влияние социально-психологического климата на качество учебно-воспитательного процессе изучено недостаточно. Цель исследования – рассмотреть на примере уроков географии основные факторы, направленные на формирование благоприятного социально-психологического климата в условиях широкого применения средств информационно-коммуникационных технологий. В результате исследования дана характеристика благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата на уроках географии. Обозначены психологические механизмы воздействия информатизации образования на учащихся в учебно-воспитательном процессе. Выделены основные факторы, которые помогают создать доброжелательную эмоциональную атмосферу на уроках географии в условиях широкого применения средств информатизации, определены основные способы формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата на занятии в условиях информатизации образования.
Библиографические ссылки
Аникеева Н.П. 1989. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., Просвещение, 178 c.
Антонова Ю.О. 2013. Формирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Достижения вузовской науки, 7: 165-172.
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. 1998. Психологические последствия информатизации. Психологический журнал, 1: 45–51.
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. 1998. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., Мысль, 240 c.
Васильева Е.А. 2018. Формирование социально-психологического климата в коллективе педагогов. Психология, социология и педагогика, 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/01/8488 (дата обращения: 07.08.2019).
Васькевич М.Э., Саутина А.В. 2018. Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. URL: https://nauchforum.ru/studconf/gum/iv/995 (дата обращения: 07.08.2019).
Голов В.П. 1987. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М., Просвещение, 222 c.
Даринский А.В., Луканенкова В.К. 1983. Самообразование учителя географии. М., Просвещение, 159 c.
Зверева Ю.С. 2016. Информатизация образования. Молодой ученый, 6 (3): 23–26. URL: https://moluch.ru/archive/110/27234/ (дата обращения: 20.08.2019).
Коджаспирова Г.М. 2000. Педагогический словарь. М., Академия, 176 с.
Малимонов М.И. 2016. Социально-психологические методы и средства, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в коллективе. Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе, 3: 148–152.
Мансуров Н.С. 1992. Морально-психологический климат и его изучение. М., Просвещение, 132 с.
Насс О.В. 2009. Сущностные характеристики педагогического феномена компьютерных средств. Высшее образование сегодня, 10: 86–88.
Полат Е.С. 2007. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М, Академия, 364 c.
Трайнев В.А. 2013. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. М., «Дашков и К°», 320 с.
Циулина М.В. 2016. Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки. Теория и практика образования в современном мире. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10726/ (дата обращения: 02.08.2019).
Шепель В.М. 2002. Понятие психологического климата. Вопросы психологии, 3: 17–21.
Charles Eisher, David C. Dwyer, Keith Yocam. 1996. Education and Technology: reflections on computing in classrooms. San Francisco, Jossey-Bass Publishers, 316 p.
Fabry D.L. 1997. Barriers to the effective use of technology in education: current status. Journal of Educational Computing Research, 17 (4): 385–395.
Просмотров аннотации: 443
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Вопросы журналистики, педагогики, языкознания
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.