Приоритеты студентов поколения Z: доминирующие компоненты процесса обучения в вузе
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-1-110-125Ключевые слова:
высшее образование, цифровизация, содержание обучения, личностные качества, ценностные приоритеты, коммуникация, результаты обученияАннотация
Трансформационные процессы в высшем образовании направлены на формирование квалифицированных кадров для цифровой экономики. Для повышения качества профессиональной подготовки современных студентов важным является выстраивание с ними эффективного взаимодействия в процессе обучения, что невозможно без учета приоритетов современных студентов поколения Z, основанных на типичных чертах их личности, жизненных ценностях и образовательных запросах. Тем не менее данный аспект остается недостаточно изученным. Цель исследования – определить доминирующие компоненты процесса обучения в вузе для студентов поколения Z. В процессе исследования использовался метод анкетирования для определения образовательных запросов студентов и их жизненных ценностей. Авторами определён ценностный профиль студентов поколения Z, который влияет на формирование их образовательных запросов. Определены доминирующие компоненты процесса обучения для студентов поколения Z: целевой (получение профессиональных знаний в соответствие с требованиями цифровой экономики и рынка труда и другие); содержательный (профессиональные знания; техническая и информационная грамотность и другие); организационно-деятельностный (технологическая обеспеченность и интерактивный характер учебных занятий; персонализация и индивидуализация процесса обучения и другие); коммуникативный (очное общение с преподавателями в аудитории; доступная и эффективная обратная связь с преподавателями в рамках освоения учебных дисциплин с использованием цифровых инструментов и другие). Результаты исследования позволят преподавателям вузов повысить качество профессиональной подготовки трудовых кадров для цифровой экономики.
Библиографические ссылки
Список литературы
Алешковский И.А., Гаспаришвили АТ., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. 2023. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности. Высшее образование в России, 32(4): 137–152. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155
Атаманова Г.И. 2023.Структурная модель образовательной деятельности в условиях цифровой трансформации. Международный научно-исследовательский журнал, 3(129): 37. DOI: 10.23670/IRJ.2023.129.76
Бастракова Н.С., Мухлынина О.В., Шаров А.А. 2020. Представления цифрового поколения о главных ценностях жизни. Профессиональное образование и рынок труда, 3: 41–48. DOI: 001 10.24411/2307-4264-2020-10306
Баттаев Э.А., Кумахова Д.Б. 2019. Особенности учебного процесса в высшей школе. Экономика и социум, 12(67): 251–253.
Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. 2019. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва, Перо, 24 с.
Бородина Т.С. 2021. Интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в условиях цифровизации высшего образования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 3(156): 26–29.
Григорьева Е.В., Хакимова Н.Р. 2020.Особенности системы семейных ценностей поколения Z. Вестник Кемеровского государственного университета, 4: 982–991. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-4-982-991
Зиновьева Е.В., Кузнецова Е.А. 2022. Ценностные ориентации представителей поколения Z с разной степенью согласия с ценностными посланиями лидеров мнений в цифровой среде. Петербургский психологический журнал, 41: 26–29.
Кириллова С.С., Кирина И.Б. 2022. Разнообразие оценочных средств как условие эффективности образовательного процесса. Наука и образование, 5(1): 134.
Козилова Л.В. 2020. Роль студенческо-преподавательских коммуникаций в обогащении профессионально-ориентирующего потенциала вуза. Педагогический журнал, 10(3–1): 494–504. DOI: 10.34670/AR.2020.13.43.104
Коршунова О. В., Ракипова М. Ш. 2020. Оценивание образовательных достижений студентов вузов в контексте праксеологического подхода. Перспективы науки и образования, 43(1): 24–38. DOI: 10.32744/pse.2020.1.2
Костромина Н.В. 2008. Процесс обучения в высшей школе. Медицина и образование в Сибири, 2: 9.
Леш С.Р. 2022. Теоретические аспекты проблемы коммуникации в образовательной среде вуза. Проблемы современного педагогического образования, 77–4: 173–175.
Морозова И.А., Шевченко С.А., Кузьмина Е.В. 2023. Абитуриент вуза как представитель поколения Z: личностные качества и ценностные ориентиры. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 42(1): 90–104. DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-1-90-104
Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. 2023. Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2: 256–271. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-271
Никитина А.А., Павлова Е.В. 2022. Психологическое своеобразие мотивации студентов, вовлеченных в различные виды деятельности: опыт трендового исследования. Казанский педагогический журнал, 3: 240–242. DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.031
Паночевный П.Н., Ли А.А. 2022. Проблемы обучения студентов в условиях цифровой трансформации вуза. Педагогический журнал, 12(2А): 553–559. DOI: 10.34670/AR.2022.31.67.058
Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Петрунева Ю.В. 2021.Проблемы дидактики высшей школы: неразрезанные страницы. Высшее образование в России, 8–9: 56–68. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-56-68
Подстрахова А.В. 2019. Образовательные ценности современной молодежи в условиях открытого информационного пространства. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 3: 59–63. DOI: 10.23672/SAE.2019.2019.28031
Рындак В.Г. 2019. Профессиональное самоопределение студентов из поколения Z: проблемы, пути решения. Вестник Оренбургского государственного университета, 5(223): 91–99. DOI: 10.25198/1814-6457-222-91
Соколова Е.В. 2022. Исследование потребностей современных студентов вуза при организации электронного обучения. KANT, 3(44): 312–317. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.57
Сушко П.Е. 2022. Специфика ценностных ориентаций и жизненных установок российской молодёжи: есть ли межпоколенческий раскол? Проблемы национальной стратегии, 3(72):
–27. DOI: 10.52311/2079-3359_2022_3_10
Тазов П.Ю. 2020. Вопросы цифрового обучения и методы повышения эффективности обучения цифрового поколения в условиях цифровой среды. Современные наукоемкие технологии,
–2: 385–391. DOI: 10.17513/snt.38121
Толстикова И.И., Игнатьева О.А., Кондратенко К.С., Плетнев А.В. 2020. Цифровое поведение и характеристики личности поколения Z в условиях глобальной цифровизации. В кн.: Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Сборник научных трудов. Вып. 4. Труды XXIII Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2020 (Санкт-Петербург, 17-20 июня 2020 г.). Под ред. Д.Е. Прокудина. Санкт-Петербург, Ун-т ИТМО: 103–115.
Цыренова В.Б., Лумбунова Н.Б. 2021.Управление учебной мотивацией студентов в условиях цифровизации. Вестник Томского государственного университета, 470: 203–209. DOI: 10.17223/15617793/470/24
Шамис Е., Никонов Е. 2017. Теория Поколений. Необыкновенный Икс. Москва, Университет Синергия, Школа Бизнеса, 138 с.
Шлегель Е. В. 2022. Поколение Z: типические черты и ценностные ориентации. Вестник Гуманитарного университета, 2(37): 122–130. DOI: 10.35853/vestnik.gu.2022.2(37).12
Яницкий М.С., Серый А.В., Браунa О.А., Пелех Ю.В., Маслова О.В., Сокольская М.В., Санжаева Р.Д., Монсонова А.Р., Дагбаева С.Б., Неяскина Ю.Ю., Кадыров Р.В., Капустина Т.В. 2019. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты. Сибирский психологический журнал, 72: 46–67. DOI: 10.17223/17267080/72/3
Bassiouni D.H., Hackley C. 2014. Generation Z children's adaptation to digital consumer culture: A critical literature review. Journal of Customer Behaviour, 13(2): 113–133. DOI:10.1362/147539214X14024779483591
Biemans H., Mariën H., Fleur E, Tobi H. Nieu-wenhuis L, Runhaar P. 2016. Students' Learning Performance and Transitions in Different Learning Pathways to Higher Vocational Education. Vocations and Learning, 9: 315–332. DOI:10.1007/s12186-016-9155-6
Buda G., Pethes B., Lehota J. 2020. Dominant Consumer Attitudes in the Sharing Economy-A Representative Study in Hungary. Resources, 9(1): 1. DOI:10.3390/resources9010001
Perić J., Leko Šimić M., Pevnaya M.V., Sharma E. 2021. Generation Z and volunteering: A national culture perspective. The Education and Science Journal, 23(1): 44–72. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-44-72
Yarullina L. 2021. Digital learning at the University of Architecture and Civil Engineering: psychological risks and effects. In: E3S Web of Conferences Volume 274 (2021). 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering (STCCE - 2021) (Kazan, April 21–28, 2021). Vol. 274. France, EDP Sciences. P. 9007. DOI: 10.1051/e3sconf/202127409007
References
Aleshkovsky, I.A., Gasparishvili, A.T., Krukhmaleva, O.V., Narbut, N.P., Savina, N.E. 2023. Peculiarities of the Formation of Educational Trajectories of Russian Students: Assessment and Opportunities. Higher Education in Russia, 32(4): 137–152 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155
Atamanova G.I. A Structural Model of Educational Activities in the Context of Digital Transformation. International Research Journal, 3(129): 37 (in Russian). DOI: 10.23670/IRJ.2023.129.76
Bastrakova N.S., Mukhlynina O.V., Sharov A.A. 2020. Representation of the Digital Generation about the Main Values of Life. Vocational Education & Labour Market, 3: 41–48 (in Russian). DOI: 001 10.24411/2307-4264-2020-10306
Battaev E.А., Kumakhova J.B. 2019. Features of the Educational Process in Higher Education. Ekonomika i sotsium, 12(67): 251–253.
Blinov V.I., Sergeev I.S., Esenina E.Yu. 2019. Osnovnye idei didakticheskoi kontsep-tsii tsifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya [Main ideas of the didactic concept of digital professional education and training]. Moscow, Publ. Pero, 24 p.
Borodina T.S. 2021. Integration of educational and scientific research work of students in the conditions of the digitalization of higher education. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3(156): 26–29.
Grigoryeva E.V., Khakimova N.R. 2020. Specific Features of the Generation Z Family Values System. Bulletin of Kemerovo State University, 22(4): 982–991 (in Russian). DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-4-982-991
Zinov'eva E.V., Kuznetsova E.A. 2022. Value orientations of representatives of generation Z with varying degrees of agreement with the value messages of opinion leaders in the digital environment. Peterburgskii psikholoicheskii zhurnal, 41: 26–29.
Kirillova S.S., Kirina I.B. 2022. A variety of evaluation tools as a condition for the Effectiveness of the educational process. Nauka i obrazovanie, 5(1).
Kozilova LV. 2020. The role of student-teacher communications in enriching the professional-oriented potential of the University Pedagogical Journal, 10(3–1): 494–504 (in Russian). DOI: 10.34670/AR.2020.13.43.104
Korshunova O.V., Rakipova M.S. 2020. Assessment of university students' educational achievements in the context of praxeological approach. Perspectives of Science and Education, 43(1), 24–38 (in Russian). DOI: 10.32744/pse.2020.1.2
Kostromina N.V. 2008. Protsess obucheniya v vysshei shkole [The learning process in higher education]. Meditsina i obrazovanie v Sibiri, 2: 9.
Lesh S.R. 2022. Teoreticheskie aspekty problemy kommunikatsii v obrazovatel'noi srede vuza [Theoretical aspects of the problem of communication in the educational environment of the university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 77–4: 173–175.
Morozova I.A., Shevchenko S.A., Kuzmina C.V. 2023. University Entrant as a Representative of Generation Z: Personal Qualities and Value Orientations. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(1): 90–104 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-1-90-104
Narbut N.P., Aleshkovski I.A., Gasparishvili A.T., Krukhmaleva O.V., Savina N.E. 2023. Students’ engagement in research at the university: a sociological analysis. RUDN Journal of Sociology, 2: 256–271 (in Russian). DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-271
Nikitina A.A., Pavlova E.V. 2022. Psychological peculiarities of the motivation of students involved in various activities: the experience of trend research. Каzan Pedagogical Journal, 3: 240–242 (in Russian). DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.031
Panochevnyi P.N., Li A.A. 2022. Problems of teaching students in conditions of digital transformation of higher educational institution. Pedagogical Journal, 12(2A): 553–559 (in Russian). DOI: 10.34670/AR.2022.31.67.058
Petruneva R.M., Vasilyeva V.D., Petruneva Yu.V. 2021. Problems of Higher School Didactics: Uncut Pages. Higher Education in Russia, 8–9: 56–68 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-56-68
Podstrakhova A.V. 2019. Educational Values of Modern Youth Living in Global Information Environemnt. Humanities, Socio-Economic and Social Sciences, 3: 59–63 (in Russian). DOI: 10.23672/SAE.2019.2019.28031
Ryndak V.G. 2019. Professional self-determination of generation Z students: problems, ways of solution. Bulletin of Orenburg State University, 5(223): 91–99 (in Russian). DOI: 10.25198/1814-6457-222-91
Sokolova E.V. 2022. Research of the needs of modern university students in the organization of e-learning. KANT, 3(44): 312–317 (in Russian). DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.57
Sushko P.E. 2022. Specifics of Russian Youth’s Axiological Orientation and Life Principles: is There an Intergenerational Split? National Strategy Issues, 3(72): 10–27 (in Russian). DOI: 10.52311/2079-3359_2022_3_10
Tazov P.Yu. 2020. Digital learning issues and methods for increasing the digital Generation learning efficiency in digital environment. Modern High Technologies, 6–2: 385–391 (in Russian). DOI: 10.17513/snt.38121
Tolstikova I.I., Ignat'eva O.A., Kondratenko K.S., Pletnev A.V. 2020. Tsifrovoe povedenie i kharakteristiki lichnosti pokoleniya Z v usloviyakh global'noi tsifrovizatsii [Digital behavior and personality characteristics of generation Z in the context of global digitalization]. In: Informatsionnoe obshchestvo: obrazovanie, nauka, kul'tura i tekhnologii budushchego [Information society: education, science, culture and technologies of the future]. Collection of scientific papers. Issue 4. Proceedings of the XXIII International United Scientific Conference "Internet and Modern Society", IMS-2020 (St. Petersburg, June 17-20, 2020). Ed. D.E. Prokudin. St. Petersburg, Publ. Un-t ITMO: 103–115.
Tsyrenova V.B., Lumbunova N.B. 2021. Managing Students’ Learning Motivation in the Digitalization Context. Tomsk State University Journal, 470: 203–209 (in Russian). DOI: 10.17223/15617793/470/24
Shamis E., Nikonov E. 2017. Teoriya Pokolenii. Neobyknovennyi Iks [Theory of Generations. Extraordinary X]. Moscow, Publ. Universidad Sinergiya, Shkola Biznesa, 138 p.
Shlegel E.V. 2022. Generation Z: Typical Traits and Value Orientations. Bulletin of Liberal Arts University, 2(37): 122–130 (in Russian). DOI: 10.35853/vestnik.gu.2022.2(37).12
Yanitskija M.S., Seryja A.V., Brauna O.A., Pelekhb Yu.V., Maslovac O.V., Sokolskayad M.V., Sanzhayevae R.D., Monsonovae A.R., Dagbaevaf S.B., Neyaskinag Yu.Y., Kadyrovh R.V., Kapustinah T.V. 2019. The Value Orientations System of Generation Z: Social, Cultural and Demographic Determinants. Siberian Journal of Psychology, 72: 46–67 (in Russian). DOI: 10.17223/17267080/72/3
Bassiouni D.H., Hackley C. 2014. Generation Z children's adaptation to digital consumer culture: A critical literature review. Journal of Customer Behaviour, 13(2): 113–133. DOI:10.1362/147539214X14024779483591
Biemans H., Mariën H., Fleur E, Tobi H. Nieu-wenhuis L, Runhaar P. 2016. Students' Learning Performance and Transitions in Different Learning Pathways to Higher Vocational Education. Vocations and Learning, 9: 315–332. DOI:10.1007/s12186-016-9155-6
Buda G., Pethes B., Lehota J. 2020. Dominant Consumer Attitudes in the Sharing Economy-A Representative Study in Hungary. Resources, 9(1): 1. DOI:10.3390/resources9010001
Perić J., Leko Šimić M., Pevnaya M.V., Sharma E. 2021. Generation Z and volunteering: A national culture perspective. The Education and Science Journal, 23(1): 44–72 (in Russian). DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-44-72
Yarullina L.Digital learning at the University of Architecture and Civil Engineering psychological risks and effects. 2021. 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering. France., EDP Sciences, 274: 9007. DOI: 10.1051/e3sconf/202127409007.
Просмотров аннотации: 9
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Светлана Алексеевна Шевченко, Екатерина Валериевна Кузьмина , Валентина Фёдоровна Трунина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.