КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРАКЦИИ В МАРКЕТИНГОВОМ ДИСКУРСЕ
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-1-119-129Ключевые слова:
маркетинговый дискурс, дискурс продаж, дискурсообразование, концепт, концептуальный смысл, когнитивная трансформацияАннотация
Знаковым коммуникативным феноменом современности является маркетинговый дискурс, обра-зование и функционирование которого слабо изучены в современной лингвистике. Важным во-просом этой области знания является определение роли когнитивных факторов дискурсопорожде-ния в сфере продаж услуг. Авторами представлена попытка описания специфики коммуникатив-ной ситуации в условиях деловых переговоров, а также обозначены лингвокогнитивные факторы формирования маркетингового дискурса (в частности, дискурса продажи услуг). Возможность проведения деловых переговоров, по мнению авторов, обусловлена наличием общих смыслов в когнитивной базе клиента и представителя компании. Концептуальный анализ ключевого для маркетингового дискурса концепта «выгода» позволил выявить точки пересечения интересов ад-ресата и адресанта. Успех сделки становится возможным, если базовые индивидуальные смыслы концепта совпадают у обоих коммуникантов. Однако нередко в области персонального у комму-никантов реализуются смыслы с противоположным значением, что обусловлено личным опытом или этнокультурной спецификой. В таком случае представитель институционального дискурса стремиться трансформировать ядро концепта «выгода», используя при этом аргументацию и линг-вистические средства языкового манипулирования. Результатом исследования стала схема, отра-жающая механизмы образования дискурса продаж, а также теоретические выводы о значимости традиционных для русской культуры («польза», «материальный интерес» и др.) и коммуникативно обусловленных ситуацией переговоров (например, «простая схема») смыслов.
Библиографические ссылки
Гусейнова И.А. 2009. О когнитивных основах маркетингового дискурса. В кн.: Бизнес-коммуникация и языки для специальных целей: опыт, стратегии, проблемы. Материалы международной научно-практической конференции (Минск, 14-15 мая 2009 г.). Под ред.: В.С. Слепович. Минск, БГЭУ: 3–4.
Карасик В.И. 2000. О типах дискурса. В кн.: Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, Перемена: 5–6.
Петрушова Е.В. 2011. Когнитивно-прагматические характеристики дискурса предмет-ной области «Маркетинг». Дисс. … канд. филол. наук. Краснодар, 325 с.
Пирогова Ю.К. 2011. Феномен давления дискурса в текстах маркетинговых коммуникаций. В кн.: Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. Под ред.: М.Н. Володиной. М., Академический проект: 208–217.
Репьев А.П. 2015. Маркетинговое мышление. М., Библос, 510 с.
Скляревская Г.Н. 2007. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика. М., Эксмо, 1136 с.
Черемохина Д.А. 2015. Когнитивно-прагматические факторы междискурсного кон-фликта (дискурс власти и дискурс В.С. Высоцкого). Дис. … канд. филол. наук. Белгород, 170 с.
Чумак-Жунь И.И. 2009. Поэтический концепт и его статус в типологии концептов. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 14: 11–20.
Chafe W.L. 2015. A Grammar of the Seneca Language. Oakland, California, University of California Press, XVI, 234 p.
Givon T. 2017. The Story of Zero, John Benjamins Publishing Company, 430 p.
Harris Z. 1952. Discourse Analysis. Language, 28 (l): 1–30.
Langacker R.W. 2008. Cognitive Grammar: A Basic Introduction Oxford, Oxford University Press, 562 p.
Teun Van Dijk. 1998. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London, Sage. Available at: http://www.psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm (accessed: 25.09.2019).
Просмотров аннотации: 397
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Вопросы журналистики, педагогики, языкознания
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.