Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке бакалавров техносферной безопасности
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-1-76-85Ключевые слова:
техносфера, профессиональная компетентность, педагогический эксперимент, компонент, критерий, показатель, выборкаАннотация
Для современной техносферы характерно наличие большого количества промышленных производственных объектов, технологий и производств, потенциально опасных для человека, общества, природы. В этой связи проблема подготовки высококвалифицированных кадров для обеспечения техносферной безопасности особенно актуальна. Изучение закономерностей, теоретико-методологических основ формирования профессиональной компетентности студентов – будущих бакалавров техносферной безопасности – является целью наших теоретических изысканий. Методологической основой исследования являются положения педагогики безопасности, касающиеся формирования компетентной личности в области комплексной безопасности жизнедеятельности. Инфраструктуру методологии педагогики безопасности составили такие методологические подходы, как системный, безопасностный, компетентностный. Результатом исследования является получение объективной информации о динамике формирования профессиональной компетентности бакалавров техносферной безопасности. Результаты опытно-экспериментальной работы получены с использованием эмпирических (наблюдение, метод экспертных оценок, анкетирование) методов и метода математической статистики.
Библиографические ссылки
Ахмадиева Р.Ш. 2011. Теоретико-методические основания формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста. Вестник Чувашского университета, 2: 243–250.
Девисилов В.А. 2011. О подготовке инженерных кадров по защите окружающей среды в рамках направления «Техносферная безопасность». В кн.: Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов ELPIT 2011. Сборник трудов III Международного экологического конгресса (V Международной научно-технической конференции), г. Самара, 21-25 сентября 2011 года. Под ред. А.В. Васильева. Т.3. Тольятти, ТГУ: 3–15.
Зимняя И.А. 2008. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке. М., Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов» (МИСиС), 54 с.
Карамушкина С.В. 2018. Применение проблемного метода обучения в подготовке бакалавров по направлению «Техносферная безопасность». В кн.: Теоретические и практические аспекты инженерного образования. Материалы всероссийской научно-методической конференции, г. Благовенщенск, 17 декабря 2018 года. Под ред. М.В. Маканниковой. Благовещенск, Изд-во БГАУ: 106–108.
Карпов В.В. 2020. Цифровая составляющая в структуре профессиональной компетентности будущих бакалавров техносферной безопасности. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 10 (153): 60–64.
Месхи Б.Ч. 2011. Компетенции безопасности жизнедеятельности: стандарты и действительность. Высшее образование в России, 6: 94–98.
Панасенкова Е.Ю, Тимофеев С.С. 2017. Применение компетентностного подхода при подготовке студентов направления «Техносферная безопасность» на примере дисциплины «Региональная экология». XXI век. Техносферная безопасность, 2 (3(7)): 102–110.
Попова Л.А. 2013 г. Компетентностный подход к подготовке бакалавров по направлению «Техносферная безопасность». Технологии техносферной безопасности, 3 (49): 22. URL: http://academygps.ucoz.ru/ttb/2013-3/2013-3.html (дата обращения: 28.11.2021).
Равен Дж. 2002. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. В.И. Белопольского. Под ред. В.Г. Асеева. М., Когито-Центр, 396 с. (Raven J. 1997. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. Unionville, New York, Royal Fireworks Press)
Роман С.В. 2020. Комплексная безопасность как актуальная методологическая проблема современного образования. В кн.: Искусствоведение и художественное образование: проблемы, поиски, решения. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Луганск, 19 марта 2020 года. Под ред. Л. П. Лабинцевой. Луганск, Книта: 174–180.
Сазонова З.С., Федюкина Т.В. 2014. Концепция подготовки по техносферной безопасности бакалавров техники и технологий. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки, 3 (29): 37–46.
Сидоренко Е.В. 2000. Методы математической обработки в психологии. Под ред. А.Б. Алексеева. СПб., Речь, 350 с.
Стариченко Б.Е. 2004. Обработка и представление данных педагогических исследований
с помощью компьютера. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т., 218 с.
Тимофеева С.С., Тимофеев С.С. 2015. Инновационные методы подготовки специалистов по направлению «Техносферная безопасность». Безопасность жизнедеятельности, 5 (173): 63–67.
Хуторской А.В. 2003. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование, 2 (1325): 58–64.
Просмотров аннотации: 187
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Владислав Викторович Карпов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.