Семиотические аспекты новых медиаформатов
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-463-472Ключевые слова:
журналистика, медиаконтент, жанр, формат, новые медиа, семиотика СМИАннотация
Рассмотрены особенности семиозиса (процесса производства и восприятия знаков) и того, как он проявляется в деятельности медиа. Эмпирическую базу составили произведения массовой информации, созданные с применением цифровых технологий. С помощью семиотического подхода автором был проанализирован ряд аспектов производства и потребления новых форматов контента, а также предложен подход к дифференциации понятий «жанр» и «формат» в современной журналистской практике. Сделаны выводы о том, что семиотика является действенным методом исследования контента современных медиа, позволяющим рассмотреть структуру материалов с учётом интерпретирующей роли аудитории, дающим представление о том, на что следует обратить внимание при анализе медийных сообщений и почему они оказывают разные эффекты.
Благодарности: автор выражает благодарность научному руководителю, доктору филологических наук, профессору О.Р. Самарцеву.
Библиографические ссылки
Бахтин М.М. 1986. Литературно-критические статьи. М., Художественная литература, 544 c.
Булаева М.Н. 2015. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат. Журналистский ежегодник, 4: 121–123. DOI: 10.17223/23062096/4/29
Гордеев Ю.А. 2015. К вопросу о жанровых признаках журналистских текстов в печатных СМИ. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 1: 88–92.
Дедов А.Н. 2017. Технологии телевизионной журналистики. Курган, Изд-во Курганского государственного университета, 199 с.
Качкаева А.Г. 2010. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 6: 42–51.
Климко А.Ю. 2017. Портретный очерк в формате лонгрида. Медиасреда, 12: 166–169.
Князев А. 2001. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, Изд-во КРСУ, 160 с.
Колесниченко А.В. 2008. Прикладная журналистика. М., Изд-во Моск. ун-та, 180 с.
Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. 2002. Телевизионная журналистика. Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. М., Высшая школа, 304 с.
Лазутина Г.В. 2010. Жанр и формат в терминологии современной журналистики. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 6: 14–21.
Мечковская Н.Б. 2008. Семиотика: Язык. Природа. Культура. М., Издательский центр «Академия», 432 с.
Мирошник М.А. 2020. Стрим как современный формат прямого репортажа: аудиторный фактор и особенности развития. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 1: 117–119.
Прохоров Е.П. 2011. Введение в теорию журналистики. М., Аспект Пресс, 351 c.
Суворова А.Ю. 2017. Новые медиа: к вопросу о категориально-понятийном аппарате. Культура и цивилизация, 7(4А): 735–745.
Тертычный А.А. 2017. Жанры периодической печати. М., Аспект Пресс, 320 с.
Шестёркина Л.П., Булаева М.Н. 2015. Традиционные и специфические основы формирования системы жанров универсальной журналистики. Гуманитарный вектор. Серия: Филология. Востоковедение, 4 (44): 129–135.
Якуба Я.О. 2013. Изучение медиатекста в семиотике: методологические аспекты. Бизнес. Общество. Власть, 14: 55–63.
Arackal F. 2015. Semiotics and media content. In: The Symbolic World: Construction and Deconstruction Ed. S. Sekar Sebastian. Asian Trading Corporation: 95–110. Available at: https://www.researchgate.net/publication/300484241_Semiotics_and_Media_Content (accessed: July 20, 2022)
Eco U. 1979. A Theory of Semiotics. Bloomington, IN., Indiana University Press, 354 p.
Van Leeuwen T. 2005. Introducing Social Semiotics. London & New York, Routledge, 301 p.
Просмотров аннотации: 230
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Ксения Александровна Онуприенко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.