Модели взаимодействия автора и адресата в коммуникативном пространстве развлекательного телевидения
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-543-553Ключевые слова:
развлекательное телевидение, коммуникативное взаимодействие, автор, адресат, модель, стратегия, речевая маскаАннотация
Значимую роль в организации коммуникативного пространства телевидения выполняет интерсубъектное взаимодействие автора и зрителя. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, исследования по тактико-стратегическому репертуару, обеспечивающему взаимодействие в развлекательном теледискурсе, мало представлены. Цель работы заключается в выявлении типов коммуникативного взаимодействия участников общения, лингвистических способов их репрезентации и роли в семантико-прагматической организации развлекательного теледискурса. Установлены следующие модели коммуникативного взаимодействия: эмоционально-настраивающее, межличностное и интерактивное. Сделан вывод о том, что дискурсивный механизм вовлечения зрителя в интерактивное взаимодействие основан на принципе игры, самовыражения, утверждения собственного «Я»; желании публичности, стать активным участником коммуникации, частью конструируемого ведущим сообщества. Выявление моделей интерсубъектного взаимодействия, тактические особенности их манифестации в телекоммуникации является научным вкладом в теорию массовой коммуникации, теорию речевого воздействия.
Библиографические ссылки
Акинфиев С.Н. 2008. Развлекательное телевидение: классификация, определение, жанры. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 6: 110–124.
Арутюнова Н.Д. 1981. Фактор адресата. Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка, 40(4): 356–367.
Бахтин М.М. 1996. Проблема речевых жанров. В кн.: Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 5: Работы 1940-1960. гг. М., Русские словари: 159–206.
Ермоленкина Л.И. 2008. Модели взаимодействия автора и адресата в дискурсивном пространстве. Вестник Томского государственного университета. Филология, 3(4): 18–26.
Каминская Т.Л. 2008. Структура категории «Образ адресата массовой коммуникации». Вестник Челябинского государственного университета, 12. Вып. 20. Филология. Искуствоведение: 47–55.
Кобозева И.М. 2003. Лингво-прагматический аспект анализа языка СМИ. В кн.: Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Под ред. М.Н. Володиной. М., Изд-во МГУ, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text12/08.htm (дата обращения: 12.03.2022)
Кузнецов В.Г. 2011. Влияние СМИ на традиционное понимание социализации. В кн.: Под ред. М.Н. Володиной. Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. М., Академический проект: 19–30.
Лотман Ю.М. 1998. Структура художественного текста. В кн.: Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., «Искусство – СПБ»: 14–285.
Муравьева Н.В. 2002. Язык конфликта. М., Изд-во МЭИ, 264 с.
Полонский А.В. 2014. Массмедийность как категория дискурса и текста. В кн.: Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. Сборник статей I Международной научно-практической конференции, 01–04 апреля 2014, Белгород. Под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского, А.Г. Ходеева. Белгород, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет": 110 –122.
Солганик Г.Я. 2005. К определению понятий «текст» и «медиатекст». Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 2: 7–16.
Шпильман М.В. 2006. Коммуникативная стратегия «речевая маска» (на материале произведений А. и Б. Стругацких). Автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 24 с.
Щелкунова Е.С. 2004. Публицистический текст в системе массовой коммуникации. Воронеж, ВГУ, 194 с.
Гладко М.А. 2022. Роли-маски в коммуникативном пространстве телевидения. Беларуская думка, 2: 94–101.
Rychlowska M., Jack R.E., Garrod O.G.B., Schyns P.G., Martin J.D., & Niedenthal P.M. 2017. Functional Smiles: Tools for Love, Sympathy, and War. Psychological Science, 28(9): 1259–1270. DOI: 10.1177/0956797617706082
Просмотров аннотации: 113
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Марина Александровна Гладко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.