Контекст и медиаэстетика: возможности развития алгоритмов дискурс-анализа

Авторы

  • Марина Викторовна Загидуллина Челябинский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-4-621-627

Ключевые слова:

дискурс-анализ, мультимодальность, медиаэстетика, атмосфера, контекст

Аннотация

Исследование посвящено теоретическим аспектам дискурс-анализа в условиях постоянного развития и изменения технологий коммуникации. Основная цель исследования – устранить возникший в научном знании разрыв между потребностями системного анализа современных мультимодальных медиафеноменов и ограниченностью возможностей дискурс-анализа, преимущественно приспособленного к анализу текстовой информации. Исследование проведено в области медиаэстетики, открывающей перспективу применения методов и приемов, заимствованных из области эстетики, в анализе нестабильных элементов современного коммуникационного пространства. На основании изучения ряда прикладных идей (особенно в области рецептивной эстетики) автор предлагает включить в алгоритмы дискурс-анализа медиаэстетический подход, позволяющий выявлять и интерпретировать параметры такого неучтенного ранее фактора контекста, как «атмосфера».

Биография автора

Марина Викторовна Загидуллина , Челябинский государственный университет

профессор кафедры теории медиа факультета журналистики, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия.

Библиографические ссылки

Medvedeva A.R. 2020. Explanatory journalism interface machines (on the example of meduza and vox). Russian Journal of Media Studies, 8: 71–86 (in Russian). DOI: 10.17223/26188422/8/5.

Bateman J., Wilfeuer J., Hippala T. 2017. Multimodality. Foundations, Research and Analysis:

A Problem-Oriented Introduction. Berlin, Mouton de Gruyter, 416 p.

Beltramin J. B. 2009. The theory of the context of T. Van Dijk as an analytical project derived from peirce's pragmatism: a contribution to semiotic understanding of discourse. DELTA: Documentação de Estudos em Lingüística Teórica e Aplicada, 25(2): 427–463. DOI: 10.1590/S0102-44502009000200008.

Böhme G. 1993. Atmosphere as the fundamental concept of a new aesthetics. Thesis Eleven, 36(1): 113–126. DOI: 10.1177/072551369303600107.

Böhme G. 2003. The space of bodily presence and space as a medium of representation. In: Transforming spaces: the topological turn in technological studies. Eds. M. Hård, A. Lösch, D. Verdicchio. Darmstadt, University of Technology Darmstadt: 1–7. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/f5a2/c65023e437eeb398222f601b052ec42875ed.pdf (accessed: November 25, 2022).

Bolchini С., Curino C.A., Quintarelli E., Schreiber F.A., Tanca L. 2007. A data-oriented survey of context models. ACM SIGMOD Record, 36(4): 19–26. DOI: 10.1145/1361348.1361353.

Dijk T.A. 1991. Cognitive Context Models and Discourse. Congressional Record. Proceedings and Debates of the 102d Congress, First Session, 1991. Vol. 137, No. 84. London, Longman; 189–226.

Dijk T.A. 2008. Discourse and context. A sociocognitive approach. Cambridge, Cambridge University Press, 267 p. DOI: 10.1017/CBO9780511481499.

Leeuwen Th. 2004. Ten Reasons Why Linguists Should Pay Attention to Visual Communication. In: Discourse and Technology: Multimodal Discourse Analysis. Eds. P. LeVine, R. Scollon. Washington, D.C., Georgetown University Press: 7–19.

Manovich L. 2014. Post-media aesthetics. In: Transmedia frictions: the digital, the arts, and the humanities. Eds. M Kinder, T. McPherson. Oakland, CA, University of California Press: 34–44. DOI: 10.1525/9780520957695-006.

Matteucci G. 2017. Everyday Aesthetics and aestheticization: reflectivity in perception. Studi di estetica (anno XLV, IV serie), 1: 207–227. DOI: 10.7413/18258646013.

Mitchell T. 2013. Foreword Media Aesthetics. In: Thinking Media Aesthetics: Media Studies, Film Studies and the Arts. Ed. L. Hausken. Berlin, Peter Lang: 15–27.

Nielsen H.K. 2005. Totalizing aesthetics? Aesthetic theory and the aestheticization of everyday life. The Nordic Journal of Aesthetics, 17 (32): 60–75. DOI: https://doi.org/10.7146/nja.v17i32.2976.

O’Halloran K.L. 2011. Multimodal discourse analysis. In: The Bloomsbury companion to discourse analysis. Eds. K. Hyland, B. Paltridge. London, New York, Continuum: 120–137.

O’Halloran K.L., Tan S., Pham D.-S., Bateman J., Vande Moere A. 2018a. A digital mixed methods research design: integrating multimodal analysis with data mining and information visualization for big data analytics. Journal of Mixed Methods Research, 12(1): 11–30. DOI: 10.1177/1558689816651015.

O’Halloran K., Tan S., Smith B., Podlasov A. 2010. Challenges in designing digital interfaces for the study of multimodal phenomena. Information Design Journal, 18(1): 2–21. DOI: 10.1075/idj.18.1.02hal.

O’Halloran K., Wignell P., Tan S. 2018b. Doing critical discourse studies with multimodality: from metafunctions to materiality by Per Ledin and David Machin. Critical Discourse Studies, 16(5): 514–521. DOI: 10.1080/17405904.2018.1556173.

Zettl H. 1998. Contextual Media Aesthetics as the Basis for Media Literacy. Journal of Communication, 48(1): 81–95. DOI:10.1111/j.1460-2466.1998.tb02739.x


Просмотров аннотации: 81

Поделиться

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Загидуллина , М. В. (2022). Контекст и медиаэстетика: возможности развития алгоритмов дискурс-анализа. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(4), 621-627. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-4-621-627

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью