Проектирование современного учебника по иностранному языку в контексте мобильного обучения
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-105-113Ключевые слова:
цифровые технологии, учебно-методическое обеспечение, учебная литература, открытая информационно-образовательная среда, гуманитарно-антропологический подход, андрагогический подходАннотация
Повсеместная цифровизация бытовой жизнедеятельности, выстраиваемая на принципах мобильности, доступности, индивидуализации, постепенно охватывает и сферу образования. Одним из перспективных направлений представляется мобильное обучение, которое требует иного подхода к разработке учебников / учебных пособий. В педагогической науке данная область исследования является недостаточно изученной и требует дополнительного освещения. Цель исследования – рассмотреть теоретические аспекты мобильного обучения для выявления принципиальных качественных его характеристик, подлежащих обязательному учету в разработке концепции учебных изданий нового поколения. Исследование проводилось методами анализа специальной литературы, педагогического наблюдения, анкетирования, обобщения практического педагогического опыта. По результатам исследования авторами предложено теоретическое обоснование необходимости модернизации учебно-методического обеспечения, описан опыт проектирования дидактики на основе гуманитарно-антропологического и андрагогического подходов с применением цифровых технологий. Проблема трансформации двухмерного пространства традиционного учебника в открытую, динамичную, мобильную информационно-образовательную среду решается применением QR-кодов.
Библиографические ссылки
Давыдова О.В. 2013. Современный учебник для вузов: компетентностный подход. Вестник ГГУ, 15: 166–174.
Данилова В.А., Шихалкина Т.Г. 2020. Возможности использования мобильного обучения (m-learning) в процессе изучения английского языка для профессиональных целей (ESP). Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(2): 206–215.
Дрыгина М.В. 2018. К вопросу использования мобильных технологий для изучения иностранного языка. Самарский научный вестник, 7(3): 317–321.
Журавлева О.Н. 2008. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 71: 261–268.
Журавлева О.Н. 2010. Гуманитарная экспертиза содержания современного школьного учебника. Вестник Московского государственного областного университета, 1: 35–40.
Илакавичус М.Р., Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. 2022. Учебное пособие как средство подготовки обучающихся к самообразованию в образовательных организациях МВД России. Инновации в образовании, 8: 5–12.
Нашхоева М.Р. 2020. M-learning: мобильные технологии в изучении иностранных языков. Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики, 13: 289–295.
Осмоловская И. М. 2014. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений. Отечественная и зарубежная педагогика, 4 (19): 45–53.
Осмоловская И. М. 2016. Разработка учебников нового поколения в России. Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія, 6(1): 71–77.
Павлова И. П. 2011. Современный учебник иностранного языка для неязыкового вуза: проблемы и перспективы. Вестник МГЛУ, 12 (618): 43–60.
Савченко Е.В. 2017. Понятие мобильное обучение в исторической перспективе: развитие концепции личностно-ориентированного обучения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 22(4): 59–65.
Слободчиков В. И. 2010. Концептуальные основы антропологии современного образования. Образование и наука, 1(69): 11–21.
Хисматулина Н.В., Пугачева С.А., Малкова Т.В. 2022. Характерные особенности "цифровых аборигенов" как целевой аудитории в современном образовательном пространстве. Проблемы современного педагогического образования, 76(2): 216–218.
Brown A., Campione J. 1996. Psychological Theory and Design of Innovative Learning Environments: on Procedures, Principles, and Systems. Innovations in Learning: New Environments for Education, L.Schauble and R. Glaser, Eds. Mahwah, NJ: Erlbaum: 289–325. DOI: 10.4324/9780203053515-18.
Kearney M., Schuck S., Burden K., Aubusson P. 2012. Viewing Mobile Learning from a Pedagogical Perspective. Research in Learning Technology, 20(1): 1–17. DOI:10.3402/rlt.v20i0/14406.
Littlejohn, A. 2011. The Analysis of Language Teaching Materials: Inside the Trojan Horse. In B. Tomlinson (Ed.), Materials Development in Language Teaching, Cambridge: Cambridge University Press, 2nd ed.: 179–211.
Peters K. 2009. M-Learning: Positioning educators for a mobile, connected future in Mobile Learning, M. Ally, Ed. Edmonton: AU Press: 113–132. DOI:10.19173/irrodl.v8i2.350.
Prensky M. 2001. Digital Game-Based Learning. McGraw-Hill, 442 p.
Prensky M. 2006. Don’t Bother Me Mom – I’m Learning. Saint Paul: Paragon House: 254 p.
Quinn C. 2001. Get ready for m-learning. Training and Development, 20(2): 20–21.
Rosenberg M. 2001. E-learning: Strategies for delivering knowledge in the digital age. New York: MacGraw-Hill, 344 p.
Welsh E., Wanberg C., Brown K., Simmering M. 2003. E-learning: uses, empirical results and future directions. International Journal of Training and Development, 7(4): 245–258. DOI: 10.1046/j.1360-3736.2003.00184.x
Просмотров аннотации: 77
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Наталья Владимировна Хисматулина, Светлана Александровна Пугачева , Татьяна Вячеславовна Малкова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.