Сложность слова как лингвистическая категория (на материале лексемы view и ее дериватов)
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-384-394Ключевые слова:
сложность слова, морфология, контекст, длина, частотность, неоднозначностьАннотация
Предложены обзор и систематизация исследований, валидирующих шесть предикторов сложности отдельного слова: длина, морфология, ‘знакомость’/знание, этимология, неоднозначность и контекст. Детально описаны когнитивные механизмы, влияющие на восприятие отдельного слова и слова в контексте. Верификация каждого из шести предикторов осуществлена на примере английского слова view и его производных. Для воспроизводимости представленного подхода и стимулирования дальнейших исследований в области дискурсивной комплексологии авторы представляют Иллюстративный корпус лексемы view (shorturl.at/hCK18), содержащий более 255 тыс. словоформ. Результаты исследования могут быть полезны специалистам в области дискусивной компексологии, лексикографам и разработчикам учебных и контрольно-измерительных материалов при отборе текстов с заданной сложностью.
Библиографические ссылки
Список источников
Ляшевская О.Н., Шаров С.А. 2009. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М., Азбуковник, 1090 с.
Национальный корпус русского языка. 2003−2023. URL: https://ruscorpora.ru/new/index.html (дата обращения: 10.02.2022).
Kincaid, J.P., Fishburne, R.P., Rogers, R.L., & Chissom, B.S. 1975. Derivation of new readability formulas (automated readability index, fog count, and flesch reading ease formula) for Navy enlisted personnel. Research Branch Report 8–75. Chief of Naval Technical Training: Naval Air Station Memphis.
Manning А. 1872. The Lady of Limited Income: A Tale of English Country Life. Bind 2. London, R. Bentley and son.
NgramViewer. URL: https://books.google.com/ngrams/
Twilight. 2001-2023. Online Etymology Dictionary. URL: www.etymonline.com/search?q=twilight
Viewy. 2013-2022. Reverso Technologies. URL: shorturl.at/gilx9
Список литературы
Абрамов В.Е. 2004. Моно- и билингвальные механизмы восприятия звучащей речи. Дис. … докт. филол. наук. Самара, 275 с.
Болдырев Н.Н. 2000. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов, Изд-во Тамбовского университета, 123 с.
Вахрушева А.Я., Солнышкина М.И., Куприянов Р.В., Гафиятова Э.В., Климагина И.О. 2021. Лингвистическая сложность учебных текстов. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 40(1): 89–99. DOI: 10.52575/2712-7451-2021-40-1-89-99
Герд А.С. 2004. Морфемика. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 176 c.
Ермаков А.Е., Плешко В.В. 2002. Синтаксический разбор в системах статистического анализа текста. Информационные технологии, 7: 30–34.
Казаковская В.В., Сизова О.Б. 2015. Сложные слова в онтогенезе и дизонтогенезе: корпусные и экспериментальные исследования. В кн.: Проблемы онтолингвистики: Механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции. Сборник трудов международной конфренции (Санкт-Петербург, 18−20 мая 2015 г.). СПб., Электронная публикация ИЛИ РАН: 94−98.
Кубрякова Е.С. 2004. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., Языки славянской культуры, 560 с.
Лапошина А.Н., Лебедева М.Ю, Берлин Хенис А.А. 2022. Влияние частотности слов текста на его сложность: экспериментальное исследование читателей младшего школьного возраста методом айтрекинга. Russian Journal of Linguistics, 26(2): 493–514. DOI: 10.22363/2687-0088-30084
Мацковский М.С. 1976. Проблемы читабельности печатного материала. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). Под ред. Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьева. М., Наука: 126–142.
Микк Я.А. 1970. О факторах понятности учебного текста. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Тарту, 22 с.
Оборнева И.В. 2006. Автоматизированная оценка сложности учебных текстов на основе статистических параметров. Дис. ... канд. пед. наук. М., 165 с.
Ощепкова О.В. 2008. К вопросу об особенностях восприятия абстрактных/конкретных суффиксов английских существительных. Вестник Челябинского государственного университета, 36: 111−116.
Рубакин Н.А. 1924. Что такое библиологическая психология? Л., Колос, 61 с.
Солнышкина М.И., Соловьев В.Д., Гафиятова Э.В., Мартынова Е.В. 2022. Сложность текста как междисциплинарная проблема. Вопросы когнитивной лингвистики, 1: 18−39. DOI: 10.20916/1812-3228-2022-1-18-39
Тулдава Ю.А. 1975. Об измерении трудности текстов. Ученые записки Тартуского университета. Серия: Труды по методике преподавания иностранных языков, 345: 102–120.
Тулдава Ю.А. 1979. О некоторых квантитативно-системных характеристиках полисемии. Ученые записки Тартуского университета. Серия: Квантитативная лингвистика и автоматический анализ текстов, 502: 107−142.
Шарифуллина Э.А. 2022. Снятия лексико-семантической омонимии слова view: корпусный подход. Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики, 1(37): 58−71.
Шепелева Д.А. 2007. Об интерпретации значений сложных слов, образованных по модели n+n. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 10(54): 35−37.
Шепелева Д.А. 2008. Когнитивные аспекты семантики сложного слова «существительное + существительное» в современном английском языке. Автореф. дис. … канд. филол наук. Тамбов, 19 с.
Al-Khalifa H.S., Al-Ajlan A.A. 2010. Automatic Readability Measurements of the Arabic Text: An Exploratory Study. Arabian Journal for Science and Engineering, 35(2): 103–124.
Anisiu M.-C., Kasa Z. 2013. Complexity of words. In: Algorithms of Informatics III. Ed. A. Iványi. Chapter: Chapter 25. Publisher: mondAt Kiadó, Budapest: 1237–1289. DOI: 10.13140/RG.2.1.4096.9766
Dressler W.U., Lettner L., Korecky-Kröll K. 2010. First language acquisition of compounds with special emphasis on early German child language. In: Cross-Disciplinary Issues in Compounding (Current Issues in Linguistic Theory). Eds. S. Scalise, I. Vogel. Amsterdam: 323–344.
Kazakovskaya V.V. 2011. Nominal compounds in Russian child language. In: Pre- and Protomorphology in Langauge Acquisition. Papers presented on the International Cross-linguistic Seminar. Vienna.
Gilhooly K.J., Logie R.H. 1980. Age-ofacquisition, imagery, concreteness, familiarity, and ambiguity measures for 1,944 words. Behavior research methods & instrumentation, 12(4): 395–427.
McСarthy K.S., McNamara D.S., Solnyshkina M.I., Tarasova F.Kh., Kupriyanov R.V. 2019. The russian language test: towards assessing text comprehension. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 18(4): 231−247. DOI: 10.15688/jvolsu2.2019.4.18
Morozov D.A., Glazkova A.V., Iomdin B.L. 2022. Text complexity and linguistic features: Their correlation in English and Russian. Russian Journal of Linguistics, 26(2): 426–448. DOI: 10.22363/2687-0088-30132
Solnyshkina M.I., Harkova E.V., Kazachkova M.B. 2020. The Structure of Cross-Linguistic Differences: Meaning and Context of 'Readability' and its Russian Equivalent 'Chitabelnost'. Journal of Language & Education, 6(1): 103−119. DOI: 10.17323/jle.2020.7176
Просмотров аннотации: 125
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Марина Ивановна Солнышкина, Эльвира Альбертовна Шарифуллина, Лейсан Шагиахматовна Галявиева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.