Визуальный компонент медиаобраза события: методика исследования

Авторы

  • Борис Евгеньевич Ломакин Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-4-610-619

Ключевые слова:

медиаобраз события, медийная картина мира, медиатекст, поликодовость, изображение, фотография

Аннотация

Лингвомедийное конструирование события в коллективном когнитивном пространстве осуществляется за счет как речевого, так и невербального воздействия. Первый тип воздействия достаточно подробно рассматривался в ряде работ, в то время как второй еще не получил должного освещения в науке. Цель работы заключается в том, чтобы предложить методику исследования визуального компонента медиаобраза события на основании включенных в медиатексты фото- и видеоматериалов. В рамках исследования были проанализированы фотографии и видеозаписи из более 40 медиатекстов с сайтов Le Monde и The Guardian, посвященных взятию Капитолия США 6 января 2021 года. Сделан вывод о том, что постоянно повторяющиеся, схожие друг с другом изображения из одного СМИ складываются в единую картину, дополняющую и усиливающую медиаобраз, который возникает на основе вербальной части рассмотренного набора медиатекстов. Научная новизна работы заключается в предлагаемой методике анализа, позволяющей включить в описание медиаобраза сведения, невыводимые на основании только вербального компонента.

Биография автора

Борис Евгеньевич Ломакин, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»

ассистент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий, Националь-ный исследовательский технологический университет «МИСИС»,
г. Москва, Россия

Библиографические ссылки

Анисимова Е.Е. 1994. О взаимодействии вербального и паралингвистического в креолизованном тексте. Сборник научных трудов Московского государственного лингвистического университета, 420: 4–11.

Ворон Н.И. 2018. Жанры в визуальном контенте современной прессы. Меди@льманах, 6(89): 77–86.

Гуртовая Е.А. 2019. Диалектика вербального и визуального в современной фотожурналистике. Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 4: Принт- и медиатехнологии, 2(225): 134–138.

Добросклонская Т.Г. 2020. Медиалингвистика: Актуальные направления изучения медиаречи. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 4: 26–38.

Добросклонская Т.Г. 2021. Лингвомедийное конструирование события в новостном дискурсе. В кн.: Медиалингвистика. Вып. 8. Язык в координатах массмедиа. Материалы V международной научной конференции (Санкт-Петербург, 30 июня – 2 июля 2021 г.). Под ред. Л.Р. Дускаевой. Санкт-Петербург, Медиапапир: 108–112.

Елисеева Т.А. 1999. Комплексный социально-психологический анализ коммуникационного воздействия СМИ на целевую аудиторию: на примере рекламного воздействия. Дис. ... канд. психол. наук. Москва, 138 с.

Ермолаева Е.Н., Потапова Н.В. 2021. Лингвовизуальная прагматика выносных элементов англоязычных интернет-медиатекстов. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология, 20(6): 247–262. DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-247-262

Ермоленкина Л.И., Костяшина Е.А., Орлова О.В. 2011. Картины мира медиадискурса. В кн.: Картины русского мира: современный медиадискурс. Под ред. З.И. Резановой. Томск, ИД СК-С: 97–190.

Зайцева М.Г. 2020. Мультимедийный контент в онлайн-СМИ Швейцарии. МедиаАльманах, 1(96): 126–136. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2020.126136

Ильичева И.Л., Карпиевич М.Н. 2019. Модусная мультимодальность медиатекста. Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук, 1: 19–27.

Ирисханова О.К. 2021. Проявления кросс-модальной иконичности в различных типах дискурса. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2: 29–39.

Коньков В.И. 2016. Дискуссия «поликодовый медиатекст как объект лингвистического исследования»: проблемы и результаты обсуждения. Медиалингвистика, 3(13): 133−135.

Куницына О.М. 2021. Визуальная лингвистика как одно из направлений изучения мультимодального дискурса. В кн.: Германистика 2021: nove et nova. Материалы IV Международной научной конференции (Москва, 10–12 ноября 2021 г.). Под ред. Е.И. Карпенко. Москва, Московский государственный лингвистический университет: 236–240.

Ленкова Т.А. 2021. Фотография в медиатексте: идеологизация сознания, моральная установка или информационная модель. Russian Linguistic Bulletin, 2(26): 28–31. DOI: 10.18454/RULB.2021.26.2.13

Ломакин Б.Е. 2021. Функции фото- и видеоматериалов в медиатекстах коронавирусной тематики в качественной прессе Великобритании и Франции. В кн.: Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х томах, (Москва, 11 ноября 2021 г.). Т. 1. Под ред. Г.Н. Трофимовой. Москва, Российский университет дружбы народов: 467–470.

Ломакин Б.Е. 2022. Модель медиасобытия как элемента медийной картины мира. Современный дискурс-анализ, 2(30): 12–18.

Попкова Л.М. 2020. Поликодовый текст в конфликтном медиадискурсе. В кн.: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания (XVI Кирилло-Мефодиевские чтения). Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Карачаевск, 26–27 июня 2020 г.). Под ред. М.Х. Чотчаевой, З.С. Биджиевой. Карачаевск, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева: 102–108.

Поплавская Н.В. 2017. Новостной медиадискурс в современном онлайн-пространстве. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 18 с.

Слободенюк Е.А. 2015. Особенности сочетания визуального и вербального в создании образа современного немецкого политика в британском медиадискурсе (на примере Ангелы Меркель). Политическая лингвистика, 2(52): 113–121.

Смирнова Н.В. 2022. Мультимедийная история: интеграция вербальных и невербальных компонентов. В кн.: Медиа-2022: теория и практика: к 150-летию МПГУ. Материалы II международной научно-практической конференции (Москва, 03 марта 2022 г.). Под ред. Т.Н. Владимировой, В.А. Славиной, Н.В. Кодола. Москва, Московский педагогический государственный университет: 322–326. DOI: 10.31862/9785426311008

Солганик Г.Я. 2005. К определению понятий «текст» и «медиатекст». Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 2: 7–16.

Тяжлов Я.И. 2015. Визуальный компонент в современных медиатекстах о кино. В кн.: CONNECT-UNIVERSUM−2014. Визуальные коммуникации в новых медиа: эффекты, возможности, риски (междисциплинарный подход). Сборник материалов V Международной научно-практической интернет-конференции (Томск, 20–22 мая 2014 г.). Под ред. Г.А. Окушовой. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет: 219–222.

Valkenburg P.M., Peter J. 2013. The differential susceptibility to media effects model. Journal of Communication, 63(2): 221–243. DOI: 10.1111/jcom.12024


Просмотров аннотации: 143

Поделиться

Опубликован

2023-12-29

Как цитировать

Ломакин, Б. Е. (2023). Визуальный компонент медиаобраза события: методика исследования. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(4), 610-619. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-4-610-619

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью