Ценностно-оценочные принципы в кинокритике
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-2-175-183Ключевые слова:
Кинокритика, журналистика, ценностное значение, публикации, критерии, оценочное высказывание, критическо-оценочная репрезентация, evaluative statement, critical-evaluative representationАннотация
Кинокритика как особый вид медиапрактики оказывает воздействие на развитие киноискусства, способствует реализации образовательно-просветительской, культурно-просветительской функций, влияет на развитие и укрепление культурного статуса журналистики. Кинокритика является важным инструментом в поисках смысловой и эстетической упорядоченности активно развивающегося кинопроцесса. Несмотря на внимание к сущностным особенностям этого вида творческой деятельности со стороны исследователей медиадискурса, такие категории, как ценностные основания и оценочные принципы остаются недостаточно изученными. Целью данного исследования является анализ ценностно-оценочных подходов в кинокритике в диахроническом и синхроническом аспектах. В результате исследования были выявлены доминирующие ценностные подходы в кинокритических текстах в разные исторические периоды, обоснована необходимость следования тем оценочным принципам, которые помогают обнаружить степень художественной состоятельности произведения.
Библиографические ссылки
Авдеев И., Зайцева Л. 1996. Все белорусские фильмы. Т.1. Игровое кино (1926-1970). Под ред. А.В. Красинского. Минск, Бел. навука, 240 с.
Авдеев И., Зайцева Л. 2000. Все белорусские фильмы. Т.2. Игровое кино (1971-1983). Под ред. А.В. Красинского. Минск, Бел. навука, 299 с.
Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. 1982. Литературно-художественная критика. М., Высшая школа: 207 с.
Белов Г., Хлоплянкина. Т. 1970. Мнимая поэтичность. Советский экран, 18: 4-5.
Бондарева Е.Л. 2004. Освещение литературы и искусства в СМИ. Минск, БГУ, 119 с.
Блейман М. 1967.Талантам мысли глубину. Советская культура, 23 янв. С.4.
Дьяченко В. 1970. Парадоксы современного фильма. Искусство кино, 12: 21-35.
Журналистика сферы досуга. 2012. Под ред. Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой. СПб., Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 304 с.
Критика критики. Анкета «Искусство кино». 2003. Искусство кино, 12: 5-12. URL: http://old.kinoart.ru/archive/2003/12/n12-article2 (дата обращения 07.08.2010)
Лазутина Г.В., Распопова С.С. 2012. Жанры журналистского творчества. М., Аспект Пресс, 320 с.
Манаева Д.1969. О войне без войны. Советская Белоруссия, 20 нояб. С.4.
Павлючик Л.1985. От исповеди к эпосу. Судьба и фильмы Виктора Турова. М., Всесоюзн. бюро пропаганды киноискусства, 112 с.
Ратников Г. 1985. На экране Великая Отечественная. В кн. Красинский А.В. Современное белорусское кино. Под ред. А.В. Красинского, Е.Л. Бондаревой. Минск, Наука и техника: 88–136.
Цветова Н.С. 2019. Искусство в массмедиа. С-Пб., Издательство ВВМ, 91 с.
Ямпольский Михаил. 2012. Что такое кинокритика. URL: http://os.colta.ru/cinema/events/details/35533 (дата обращения 17. 07. 2014).
Агафонова Н. А. 2014. Искусствоведение как наука: Pro & Contra. Артэфакт, 1: 89-93.
Бондарева Е.Л. 1983. Экран в разных измерениях. Минск, Изд-во БГУ, 271 с.
Гаранина Э.Ю. 2013. Оценочность в жанре кинорецензии. Вестник Кемеровского государственного университета, 2-2 (54): 28–31.
Груздева М.М. 2019. Современная арт-рецензия как отражение арт-сознания постмодернистской культуры (к постановке вопроса). Вопросы психолингвистики, 2 (40): 176-185.
Дедкова Т.Ф. 2008. Культурологическая проблематика. В кн.: Проблематика СМИ: информационная повестка дня. Под ред. М.В. Шкондина и др. М., Аспект Пресс: 143–178.
Ильченко С.Н. 2019. Культурология журналистики: объяснение понятий. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика, 1: 13-16.
Короченский А.П. 2003. Пятая власть? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов н/Д., Изд-во Рост. ун-та, 280 с.
Лазутина Г.В. 2013. Печатные издания в процессе ценностного ориентирования аудитории: возможности и результаты. Вестник. Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика, 6: 66-77.
Ли Линцзюань. 2018. Снижение категоричности оценки и прагматическая функция оценки в тексте кинорецензии. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 7-2 (85): 343-347.
Микешина Л.А. 2007. Эпистемология ценностей. М., Рос. полит. энцикл., 439 с.
Мясникова М.А. 2014. Практическая подготовка арт-журналистов в рамках профессионального медиаобразования. Педагогическое образование в России, 12: 117-121.
Сагдуллаев К.К. 2014. Арт-журналистика в глобальном информационном пространстве. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 3-4: 13-17.
Саенкова Л.П. 2010. Особенности современной медиакультуры в условиях глобализации. Социум и власть, 4 (28): 97-102.
Саенкова-Мельницкая Л.П. 2014. Понятия «жанр», «система жанров» в журналистике и кинокритике: предметные характеристики и факторы жанрообразования. Веснік БДУ. Сер IV. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка, 4 (2): 82-85.
Самсонова А.А. 2021. Арт-журналистика. Речевые техники оценивания произведения искусства. С-Пб. Алетейя, 129 с.
Федоров А.В. 2013. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. М., Директ-Медиа, 182 с.
Фрольцова Н.Т. 2003. Типология творческой деятельности в аудиовизуальной коммуникации. Минск, БГУ, 216 с.
Просмотров аннотации: 410
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2021 admin
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.