Идеология ограниченной субъектности в творчестве современных российских публицистов: сущность и способы имплементации
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-4-640-650Ключевые слова:
российская публицистика, дискурс, идеология, критический дискурс-анализ, современное искусство, культурная проблематика в российской публицистикеАннотация
В научный оборот вводится понятие «идеология ограниченной субъектности», даются общие параметры этой идеологии в контексте известных социально-политических
и социально-психологических понятий. На примере публикаций современных российских авторов сделана попытка показать, каким образом идеология ограниченной субъектности реализует себя в текстах, посвященных вопросам искусства. В частности, выявлена роль категории долженствования, патерналистского (заботливого и всесильного) государства, морального подхода к интерпретации художественного произведения и фигуре его автора, морального долга перед коллективным или абстрактным Целым, конструирования конфликта великого прошлого и деградирующего, хаотического настоящего, приоритета коллективной идентичности над индивидуальной как структуры подчинения индивидуальной воли (ограничения самостоятельного выбора) коллективным целям. Сделано предположение, что идеология ограниченного выбора реализует себя через апологию художественного направления классического реализма (в котором актуализируются черты замкнутости, сосредоточенности на «своем», этноцентризм и т.п.). Автор полагает, что возможно одним из самых действенных инструментов внедрения идеологии ограниченной субъектности является обращение авторов к искусству социалистического реализма, в рамках которого большое значение обретает одобрение ими деятельности больших и малых тотальных коллективов (от государства до трудового коллектива), а также утверждается концепция коллективной личности, полностью реализующей свой потенциал внутри тотальных коллективов и представленных обстоятельств как образцовой, эталона социально-политического поведения.
Библиографические ссылки
Список источников
Семигин Г.Ю. 2010. Идеология. В кн.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. Том 2. Под ред. В.С. Стёпина, А.А. Гусейнова, Г.Ю. Семигина, А.П. Огурцова. М., Мысль, С. 81–83.
Сычева Л.А. 2004. Вожделения телеэлиты. Лидия Сычева: проза, критика, публицистика. URL: https://lsycheva.ru/books/culture/culture_2988.html (дата обращения: 01.11.2022).
Сычева Л.А. 2005. В плену у биороботов. Лидия Сычева: проза, критика, публицистика. URL: https://lsycheva.ru/books/culture/culture_58.html (дата обращения: 05.11.2022).
Сычева Л.А. 2010. Будущее художественного слова. Лидия Сычева: проза, критика, публицистика. URL: https://lsycheva.ru/books/culture/culture_3668.html (дата обращения: 06.11.2022).
Сычева Л.А. 2018. Банкирский шик иль воинский гранит? Московский комсомолец, 2018, 25 августа, № 27766. Лидия Сычева: проза, критика, публицистика. URL: https://lsycheva.ru/books/journalism/journalism_8797.html (дата обращения: 07.11.2022).
Сычева Л.А. 2019. Больше чем музыка. Молоко, 11. Лидия Сычева: проза, критика, публицистика https://lsycheva.ru/books/culture/culture_9537.html (дата обращения: 08.11.2022).
Список литературы
Дейк ван Тён А. 2013. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. Е.А. Кожемякина, Е.В. Переверзева, А.М. Аматова. М., Книжный дом «Либроком», 344 с. (Teun A. van Dijk. 2008. Discourse and Power. Macmillan Education UK, 308 p.).
Меринов В.Ю. 2016. «Сквозь магический кристалл»: карикатура и карикатуризация реальности в советской центральной прессе 1920-х годов (на примере газеты «Правда»). Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 2-4(10): 27–39. DOI: 10.18413/2408-932X-2016-2-4-27-39.
Просмотров аннотации: 65
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Валерий Юрьевич Меринов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.