Проблема исследования памяти в лингвистике: междисциплинарный подход
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-4-700-706Ключевые слова:
память, лингвистика, исследования памяти, междисциплинарный подходАннотация
Описано становление memory studies как области знаний, изучающей коллективные представления о прошлом, а также современный этап ее развития. Представлен обзор различных направлений в рамках лингвистики, изучающих феномен «память», рассмотрена возможность применения методов когнитивной лингвистики и дискурсивного анализа в изучении коллективных представлений о прошлом. Лингвистический подход к данной проблематике фокусируется на способности человека с помощью языка формировать и передавать знания о прошлом последующим поколениям, а также на характере взаимосвязей мыслительных образов прошлого с особенностями их вербальной репрезентации на разных этапах развития общества и языка.
Библиографические ссылки
Ассман Я. 2004. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Перевод с немецкого. М.М. Сокольской. М., Языки славянской культуры, 368 с. (Assman J. 1992. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen. Beck, München, 344 s.)
Вишнякова О.Д. 2015. Языковой знак в референциальном поле культурной памяти социума. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 4: 50–66.
Дмитровская М.А. 1991. Философия памяти. В кн.: Логический анализ языка. Культурные концепты. Под ред. Н.Д. Арутюновой. М., Наука: 78–85.
Когнитивная психология. 2002. Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М., ПЕР СЭ, 480 с.
Нора П. 2005. Всемирное торжество памяти. Перевод с французского. В кн.: Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. Под ред. М. Габовича. М., Новое литературное обозрение: 391–402. (Nora P. 2002. L'avènement mondial de la mémoire, Transit, 22 p.)
Прохорова О.Н., Чекулай И.В., Багана Ж., Куприева И.А., Сапронова Е.А. 2012. Отражение процесса познания в языке: в поисках концептуальных оснований. Научные ведомости Белогродского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 24(143)-16: 104–110.
Confino A. 1997. Collective memory and cultural history: Problems of method. American Historical Review, 102(5): 1386–1403. DOI: 10.2307/2171069
Echterhoff G. 2008. Language and Memory: Social and Cognitive Processes. In: Cultural Memory Studies. An International and Interdisciplinary Handbook. Eds. A. Erll, A. Nünning. Berlin, N.Y., De Gruyter: 263–274.
Hart C. 2014. Construal operations in online press reports of political protests. In: Contemporary critical discourse studies. Eds. С. Hart, P. Cap. London, N.Y., Bloomsbury: 167–188.
Kansteiner W. 2002. Finding meaning in memory: A methodological critique of collective memory studies. History and theory, 41(2): 179–197. DOI: 10.1111/0018-2656.00198
Linde Ch. 1993. Life Stories: The Creation of Coherence. Oxford, N.Y., Ox¬ford University Press, 256 p.
Nelson K. 2003. Self and social functions: Individual autobiographical memory and collective narrative. Memory, 11(2), 125–136. DOI: 10.1080/741938203
Nilsson L.-G. 2000. Remembering Actions and Words. In: The Oxford Handbook of Memory. Eds. E. Tulving, F.I.M. Craik. Oxford, Oxford University Press: 137–148.
Olick J. K. 2009. Between chaos and diversity: Is social memory studies a field? International journal of politics, culture and society, 22(2): 249–252. DOI: 10.1007/s10767-009-9059-7
Reisigl M. 2009. Spoken Silence – Bridging Breaks. The Discursive Construction of Historical Continuities and Turning Points in Austrian Commemorative Speeches by Rhetorical Tropes. In: Justice and Memory. Confronting traumatic pasts. An international comparison. Eds. R. Vodak, G. Auer Boreo. Vienna, Passagen Verlag: 213–240.
Schooler J.W., Fiore S.M., Brandimonte M. A. 1997. At a loss from words: Verbal overshadowing of perceptual memories. In: The psychology of learning and motivation. Vol. 37. Ed. D.L. Medin. London, Academic Press: 291–340.
Semin G.R., Fiedler K. 1992. The inferential properties of interpersonal verbs. In: Language, interaction and social cognition. Eds. G.R. Semin, K. Fiedler. London, Sage Publications: 58–78.
Zelizer B. 1995. Reading the past against the grain: The shape of memory studies. Ed. L. Steiner. Critical Studies in Mass Communication. Vol. 12, 2: 213–239. DOI: 10.1080/15295039509366932
Просмотров аннотации: 168
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Вишнякова Ольга Дмитриевна, Андрей Александрович Липгарт, Наталья Олеговна Мартюшова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.