Филологическое знание и филологический анализ в составе исследовательской области Memory Studies
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-349-357Ключевые слова:
литературно-художественный текст, глобальный филологический контекст, вертикальный контекст, филологическое фоновое знание, Шекспир, аллегория, Memory Studies, социально-исторические импликацииАннотация
В исследовательской области Memory Studies использование филологического подхода занимает лакунарную позицию в связи с фактическим отсутствием аналитических работ, посвященных данной проблематике. Цель работы – выявление валидности применения методов филологического анализа к изучению литературно-художественного произведения с точки зрения использования его результатов в исследовательском поле Memory Studies, с особым вниманием к социальной и исторической значимости событий, выступающих в качестве побудительного начала в создании художественного текста. Методологической основой исследования послужил комплексных подход к анализу художественного текста, включающий применение полученных в результате развития филологического знания методов вертикального контекста и глобального филологического контекста, позволяющих раскрыть сущность реализации творческих приемов и стратегий в художественном тексте, а также проникнуть в суть социально-исторических и мировоззренческих явлений, характерных для данного исторического периода, наряду с особенностями литературной традиции, обусловленной определенной эпохой. Основным результатом проведенного анализа явился установленный в ходе исследования факт, что филологической основой рассматриваемого произведения Уильяма Шекспира является аллегория, содержащая большое количество социально-исторических импликаций, что позволяет оценить как собственно научную филологическую значимость данного произведения, так и выявить очевидную необходимость осмысления полученных данных в терминах исследовательской концепции Memory Studies.
Библиографические ссылки
Akhmanova O.S., Gyubbenet I.V. 1977. «Vertikal'nyy kontekst» kak filologicheskaya problema ["Vertical context" as a philological problem]. Voprosy yazykoznaniya, 3: 47–54.
Ахманова О.С., Гюббенет И.В. 1977. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема. Вопросы языкознания, 3: 47–54.
Assman Ya. 2004. Kul'turnaya pamyat': pis'mo, pamyat' o proshlom i politicheskaya identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti [Cultural memory and early civilization. Writing, remembrance, and political imagination]. M., Yazyki slavyanskoy kul'tury [The languages of the Slavic culture], 368. (Assman J. 1992. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen. Beck, München, 344)
Vishnyakova O.D., Lipgart A.A., Martyushova N.O. 2022. The Study of Memory in Linguistics: An Interdisciplinary Approach. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(4): 700–706 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-4-700-706
Вишнякова О.Д., Липгарт А.А., Мартюшова Н.О. 2022. Проблема исследования памяти в лингвистике: междисциплинарный подход. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(4): 700–706. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-4-700-706
Vishnyakova O.D., Martyushova N.O. 2022. Past events collective memory in linguistic perspective: case-study of the British royal family speeches. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics, 8(3): 3-19. DOI: 10.18413/2313-8912-2022-8-3-0-1
Вишнякова О.Д., Мартюшова Н.О. 2022. Коллективная память о прошедших событиях в лингвистическом освещении: опыт анализа речей членов королевской семьи Великобритании.
Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 8(3): 3-19. DOI: 10.18413/2313-8912-2022-8-3-0-1
Lipgart A.A. 2018. On interpreting some facts of william shakespeare’s life and works: "The phoenix and the turtle" and the purchase of real estate in London. Stephanos, 2(28): 110-129 (in Russia). DOI: 10.24249/2309-9917-2018-28-2-110-129
Липгарт А.А. 2018. К проблеме интерпретации фактов жизни и творчества Уильяма Шекспира: поэма «Феникс и Голубь» и покупка недвижимости в Лондоне. Stephanos, 2(28): 110–129. DOI: 10.24249/2309-9917-2018-28-2-110-129
Likhachev D.S. 1989. O filologii [About philology]. M., Publ. Vysshaya shkola, 208 p.
Лихачев Д.С. 1989. О филологии. М., Высшая школа, 208 с.
Prokhorova O.N., Chekulay I.V., Bagana Zh., Kuprieva I.A., Sapronova E.A. 2012. The problem of cognition process reflection in the language sphere: conceptual basis research. Scientific bulletin of Belgorod State University. Humanities Sciences, 24(16): 104–110.
Прохорова О.Н., Чекулай И.В., Багана Ж., Куприева И.А., Сапронова Е.А. 2012. Отражение процесса познания в языке: в поисках концептуальных оснований. Научные ведомости Белогродского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 24(16): 104–110.
Abrams M.H. 2012. The Norton Anthology of English Literature. In 2 vol. Vol. 1. Eds. S. Greenblatt, C.T. Christ, & 12 más. New York, London, W.W. Norton & Company, 3078 p.
Asquith C. 2005. Shadowplay: The Hidden Beliefs and Coded Politics of William Shakespeare. New York, PublicAffairs, 368 p.
Asquith C. 2018. Shakespeare and the Resistance: the Earl of Southampton, the Essex Rebellion, and the Poems That Challenged Tudor Tyranny. New York, PublicAffairs, 288 p.
Confino A. 1997. Collective memory and cultural history: Problems of method. American Historical Review, 102(5): 1386–1403. DOI: 10.2307/2171069
Echterhoff G. 2008. Language and Memory: Social and Cognitive Processes. In: Cultural Memory Studies: An International and Interdisciplinary Handbook. Eds. A. Erll, A. Nünning. Berlin, N.Y., De Gruyter: 263–274. DOI: 10.1515/9783110207262.4.263
Erll A., Nünning A. 2005. Where Literature and Memory Meet: Towards a Systematic Approach to the Concepts of Memory used in Literary Studies. In: Literature, Literary History and Cultural Memory. Vol. 21. Ed. by Herbert Grabes. Gunter Narr Verlag Tubingen: 261–294.
Harvey P. 1967. The Oxford Companion to English Literature. Ed. P. Harvey. Oxford, Oxford University Press, 961 p.
Kansteiner W. 2002. Finding meaning in memory: A methodological critique of collective memory studies. History and theory, 41(2): 179–197. DOI: 10.1111/0018-2656.00198
Kastan D.S. 2014. A Will to Believe: Shakespeare and Religion. Oxford, Oxford University Press, 168 p.
Nelson K. 2003. Self and social function: Individual autobiographical memory and collective memory. Integrative Psychological & Behavioral Science, 50(2): 296–319. DOI: 10.1007/s12124-015-9330-6
Milward P. 1997. The Catholicism of Shakespeare’s Plays. Southampton, Saint Austin Press, 148 p.
Roediger H.L., Wertsch J.V. 2008. Creating a new discipline of memory studies. Memory Studies, 1(1): 9−22. DOI: 10.1177/1750698007083884
Shakespeare W. 2008. The Oxford Shakespeare: The Complete Sonnets and Poems. Ed. by C. Burrow. Oxford, Oxford University Press, 768 p.
The Norton Anthology of Poetry. 2005. Eds. M. Ferguson, M.J. Salter, J. Stallworthy. New York, London, W.W. Norton & Company, 2182 p.
Vesey G., Foulkes P. 1990. Collins Dictionary of Philosophy. Harpercollins Publishers (Harper Collins), Glasgow, Great Britain, 300 p.
Wilson R. 2004. Secret Shakespeare: Studies in Theatre, Religion and Resistance. Manchester University Press, 326 p.
Просмотров аннотации: 100
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Андрей Александрович Липгарт, Ольга Дмитриевна Вишнякова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.