Формирование имиджа будущего специалиста в образовательном процессе вуза
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-252-268Ключевые слова:
имиджелогия, имидж студента, имидж вуза, педагогическая имиджелогияАннотация
Психолого-педагогические исследования проблем имиджа будущего специалиста дают ответы на вопросы о том, как формируется имидж и какие факторы влияют на его формирование, что необходимо учесть при разработке стратегии и организации образовательного процесса в вузе, направленного на улучшение имиджа личности студента, преподавателя, в целом учебного заведения. Цель исследования состоит в обосновании имиджа студента как предмета психолого-педагогического исследования, в определении основных этапов и условий его формирования. В статье имидж студента как носителя ценностей своего учебного заведения раскрыт в контексте отношения к его внутреннему миру, проявляющемуся в различных видах деятельности и в поведении. В исследовании обоснованы этапы освоения позитивного имиджа студента: 1 этап – овладение имидж-знаниями; 2 этап – познание себя как студента университета; 3 этап – самопрезентация. Теоретически обосновано содержание каждого этапа формирования имиджа современного студента. Сделан вывод о том, что особенности формирования имиджа студента университета зависят не только от его индивидуальных особенностей, но и от таких проявлений имиджа университета как: характер межличностных отношений в системе «преподаватель-студент», личный имидж-пример преподавателей, статус университета, его представленность в российских и международных рейтингах и др. Теоретически обосновано содержание каждого этапа формирования имиджа современного студента.
Библиографические ссылки
Адилова Л.Ф. 2016. Теоретические подходы к процессу формирования имиджа. В кн.: Россия: тенденции и перспективы развития. Выпуск 11. Под ред. В.И. Герасимова. Москва, Институт научной информации по общественным наукам РАН. Часть 3: 625−638.
Апраксина М.В. 2002. Теоретические аспекты самопрезентации. В кн.: Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Под ред. В.М. Шепеля. Москва, Народное образование. URL: http://evartist.narod.ru/text9/19.htm#%D0%B7_06 (дата обращения: 16.04.2023).
Атаманская К.И. 2016а. Компетентностный компонент профессионального имиджа социального педагога. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 1(10): 82−84.
Атаманская К.И. 2016б. Этапы формирования профессионального имиджа социального педагога в процессе профессиональной подготовки. В кн.: Современные образовательные технологии и системы контроля качества преподавания исторических и гуманитарных, социологических и психолого-педагогических и технических дисциплин в условиях реализации ФГОС. Материалы научно-практической конференции (г. Москва – г. Краснодар, 26 марта 2016 г.). Историческая и социально-образовательная мысль, S1: 9−15.
Бегидова С.Н., Агошкова О.В., Манжос Л.В. 2019. Имиджформирующие характеристики современного педагога. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 1(233): 15−21.
Валеева О.Н. 2016. Методологическая основа формирования личностно-профессионального имиджа студента. Профессиональное образование в России и за рубежом, 2(22): 152−155.
Глузман Н.А. 2017. Формирование профессионального имиджа социального педагога. Образование и наука, 19 (9): 52−69. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-52-69
Горчакова В.Г. 2019. Имиджелогия. Теория и практика. Москва, Юнити-Дана, 335 с.
Исаев И.Ф., Кормакова В.Н., Макотрова Г.В. и др. 2022. Педагогическое образование: трансформационные процессы, компетенции, технологии. Под ред. И.Ф. Исаева. Белгород, ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ, 296 с.
Калюжный А.А. 2004. Психология формирования имиджа учителя. Под ред. Ю.А. Швеца. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 222 с.
Константинова В.Г. 2011. Феномен имиджа в научных исследованиях. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Ювенология. Социокинетика, 17(4): 221−225.
Краснюк Л.В., Овчинникова Л.А. 2019. Психологические аспекты формирования педагогического имиджа. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8-2(27): 342−346. DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0077
Лашкина И.А. 2022. Формирование профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования. Проблемы современного педагогического образования, 77(3): 127−130.
Лебедева И.В., Лебедев Н.Е. 2022. Имидж педагога как атрибут его профессионального профиля. Проблемы современного педагогического образования, 77(3): 130−132.
Лекторова Ю.Ю. 2017. Проектирование имиджа вуза в контексте общественных ожиданий. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 3: 69−86. DOI: 10.15593/2224-9354/2017.3.6
Летина Н.Н. 2015. Имидж в культурологическом дискурсе. Ярославский педагогический вестник, 1(2): 52−57.
Лободенко Л.К., Цырикова Н.П., Череднякова А.Б., Лободенко Н.А. 2022. Формирование имиджа преподавателя вуза в цифровом информационно-коммуникационном пространстве. Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 14(4): 30−55. DOI: 10.14529/ped220404
Лукашенко М.А., Ожгихина А.А. 2019. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов. Высшее образование в России, 28(1): 46−56. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-12-46-56
Маматова С.И. 2022. Психологическая культура как личностный предиктор психологического благополучия. В кн.: Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Белгород, 18 февраля 2022 г.). Под ред. Н.В. Посоховой. В 5-ти томах. Белгород, БГИИК. Том 3: 356−360.
Морозова Е.А., Сухачева А.В. 2017. Имидж Кемеровского государственного университета глазами преподавателей. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки, 2(4): 22−28.
Перелыгина Е.Б. 2002. Психология имиджа. Москва, Аспект Пресс, 223 с.
Петренко Е.В. 2015. Формирование сценического имиджа эстрадных певцов. Преподаватель ХХI век, 3-1: 108−116.
Почепцов Г.Г. 2006. Имиджелогия. СПб, Релф-бук, 576 с.
Савченко Н.В. 2019. Формирование профессионального имиджа будущего учителя начальной школы. Балканское научное обозрение, 3-1(3): 60−62.
Семенова Л.М. 2009. Генезис и современное состояние проблемы формирования профессионального имиджа. Вестник Томского государственного университета, 326: 194−199.
Семенова Л.М. 2010. Концептуальные основы формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 3: 160−169.
Семенова Л.М. 2015. Курс имиджмейкинга в вузе: структурно-содержательный и дидактический аспекты. Общество: социология, психология, педагогика, 2: 28−32.
Серёжникова Р.К., Васильев Л.Г., Макарова В.А., Хачикян Е.И. 2018. Имиджетворчество будущего педагога как основа педагогического профессионализма. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, 13(2): 85–92. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-85-92
Симонова И.Ф. 2012. Педагогика имиджа. СПб, Ультра Принт, 304 с.
Сысоева Е.Ю. 2017. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателя вуза. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 6−4 (21): 209–213.
Турбовский Я.С. 2002. Философия имиджелогии. В кн.: Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Под ред. В.М. Шепеля. Москва, Народное образование. URL: http://evartist.narod.ru/text9/19.htm#%D0%B7_03 (дата обращения: 16.04.2023).
Федосова И.В. 2016. Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 5−2(15): 162−166.
Фролова Ю.В. 2010. Основные характеристики модели специалиста по имиджелогии в современной России. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2(34): 175−179.
Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Александрова Н.С., Раздымаха Ю.Ю. 2011. Сущность и структура имиджа высшего образования. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 5(1): 45−52.
Шаруева Е.В. 2021. Организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа учителя в контексте стандартизации образования. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 18(2): 101−112. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2021.2.8
Шевцова М.М. 2020. Изучение роли имиджа при подготовке будущих педагогов-хореографов. Научно-педагогическое обозрение, 6(34): 160−171. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-160-171
Шепель В.М. 2005. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Ростов н/Д, Феникс, 472 с.
Шкурко О.В. 2012. Востребованность имиджелогического знания у будущих менеджеров. Сибирский торгово-экономический журнал, 15: 65−69.
Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. 2018. Способы формирования профессионального имиджа современного учителя. Проблемы современного педагогического образования, 60−1: 411−415.
Юрин К.И. 2016. Формирование имиджа современного студента-медика. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 6(1): 216.
Ярошевский М.Г. Юревич А.В., Аллахвердян А.Г. 2000. Программно-ролевой подход и современная наука. Вопросы психологии, 6: 3−18.
Просмотров аннотации: 186
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Светлана Ильинична Маматова, Илья Федорович Исаев, Федор Иванович Собянин
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.