Forming the Image of a Future Specialist in the University Educational Process

Authors

  • Svetlana I. Mamatova Belgorod State University of Arts and Culture
  • Ilya F. Isaev Belgorod National Research University
  • Fedor I. Sobyanin Belgorod National Research University

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-252-268

Keywords:

imageology, student's image, teacher's image, university's image, pedagogical imageology

Abstract

Psychological and pedagogical studies of the problems of the image of a future specialist provide answers to questions about how the image is formed and what factors influence its formation, which must be considered when developing a strategy and organizing the educational process at a university aimed at improving the image of the personality of a student, teacher, in general image of the educational institution. The purpose of the study is to substantiate the student's image as a subject of psychological and pedagogical research, to determine the main stages and conditions for its formation. In the study, the authors proceed from the fact that the image of a student is a means of achieving certain personal and professional goals that encourage appropriate social and professional behavior; the image of the university, in turn, is considered as a means of developing and implementing the strategic goals of the long-term development of an educational organization. In the article, the image of a student as a bearer of the values of the educational institution is revealed in the context of the attitude to its inner world, which is manifested in various activities and behavior. The study substantiates the stages of mastering a positive image of a student: stage 1 – mastering image-knowledge; stage 2 – cognition of oneself as a university student; stage 3 – self-presentation. The content of each stage of the formation of the image of a modern student is theoretically substantiated. It is concluded that the features of the formation of the image of a university student depend not only on his individual characteristics, but also on such manifestations of the university image as: the nature of interpersonal relations in the “teacher-student” system, personal image-example of teachers, the status of the university, its representation in Russian and international ratings, etc. The content of each stage of the forming the image of a modern student is theoretically substantiated.

Author Biographies

Svetlana I. Mamatova, Belgorod State University of Arts and Culture

Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Professional Education, Belgorod State University of Arts and Culture,
Belgorod, Russia

Ilya F. Isaev, Belgorod National Research University

Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of the Department of Pedagogy of Belgorod National Research University,
Belgorod, Russia

Fedor I. Sobyanin, Belgorod National Research University

Doctor of Pedagogical, Professor, Professor of the Department of Theory and Methods of Physical Culture, Belgorod National Research University,
Belgorod, Russia

References

Адилова Л.Ф. 2016. Теоретические подходы к процессу формирования имиджа. В кн.: Россия: тенденции и перспективы развития. Выпуск 11. Под ред. В.И. Герасимова. Москва, Институт научной информации по общественным наукам РАН. Часть 3: 625−638.

Апраксина М.В. 2002. Теоретические аспекты самопрезентации. В кн.: Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Под ред. В.М. Шепеля. Москва, Народное образование. URL: http://evartist.narod.ru/text9/19.htm#%D0%B7_06 (дата обращения: 16.04.2023).

Атаманская К.И. 2016а. Компетентностный компонент профессионального имиджа социального педагога. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 1(10): 82−84.

Атаманская К.И. 2016б. Этапы формирования профессионального имиджа социального педагога в процессе профессиональной подготовки. В кн.: Современные образовательные технологии и системы контроля качества преподавания исторических и гуманитарных, социологических и психолого-педагогических и технических дисциплин в условиях реализации ФГОС. Материалы научно-практической конференции (г. Москва – г. Краснодар, 26 марта 2016 г.). Историческая и социально-образовательная мысль, S1: 9−15.

Бегидова С.Н., Агошкова О.В., Манжос Л.В. 2019. Имиджформирующие характеристики современного педагога. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 1(233): 15−21.

Валеева О.Н. 2016. Методологическая основа формирования личностно-профессионального имиджа студента. Профессиональное образование в России и за рубежом, 2(22): 152−155.

Глузман Н.А. 2017. Формирование профессионального имиджа социального педагога. Образование и наука, 19 (9): 52−69. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-52-69

Горчакова В.Г. 2019. Имиджелогия. Теория и практика. Москва, Юнити-Дана, 335 с.

Исаев И.Ф., Кормакова В.Н., Макотрова Г.В. и др. 2022. Педагогическое образование: трансформационные процессы, компетенции, технологии. Под ред. И.Ф. Исаева. Белгород, ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ, 296 с.

Калюжный А.А. 2004. Психология формирования имиджа учителя. Под ред. Ю.А. Швеца. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 222 с.

Константинова В.Г. 2011. Феномен имиджа в научных исследованиях. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Ювенология. Социокинетика, 17(4): 221−225.

Краснюк Л.В., Овчинникова Л.А. 2019. Психологические аспекты формирования педагогического имиджа. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8-2(27): 342−346. DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0077

Лашкина И.А. 2022. Формирование профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования. Проблемы современного педагогического образования, 77(3): 127−130.

Лебедева И.В., Лебедев Н.Е. 2022. Имидж педагога как атрибут его профессионального профиля. Проблемы современного педагогического образования, 77(3): 130−132.

Лекторова Ю.Ю. 2017. Проектирование имиджа вуза в контексте общественных ожиданий. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 3: 69−86. DOI: 10.15593/2224-9354/2017.3.6

Летина Н.Н. 2015. Имидж в культурологическом дискурсе. Ярославский педагогический вестник, 1(2): 52−57.

Лободенко Л.К., Цырикова Н.П., Череднякова А.Б., Лободенко Н.А. 2022. Формирование имиджа преподавателя вуза в цифровом информационно-коммуникационном пространстве. Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 14(4): 30−55. DOI: 10.14529/ped220404

Лукашенко М.А., Ожгихина А.А. 2019. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов. Высшее образование в России, 28(1): 46−56. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-12-46-56

Маматова С.И. 2022. Психологическая культура как личностный предиктор психологического благополучия. В кн.: Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Белгород, 18 февраля 2022 г.). Под ред. Н.В. Посоховой. В 5-ти томах. Белгород, БГИИК. Том 3: 356−360.

Морозова Е.А., Сухачева А.В. 2017. Имидж Кемеровского государственного университета глазами преподавателей. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки, 2(4): 22−28.

Перелыгина Е.Б. 2002. Психология имиджа. Москва, Аспект Пресс, 223 с.

Петренко Е.В. 2015. Формирование сценического имиджа эстрадных певцов. Преподаватель ХХI век, 3-1: 108−116.

Почепцов Г.Г. 2006. Имиджелогия. СПб, Релф-бук, 576 с.

Савченко Н.В. 2019. Формирование профессионального имиджа будущего учителя начальной школы. Балканское научное обозрение, 3-1(3): 60−62.

Семенова Л.М. 2009. Генезис и современное состояние проблемы формирования профессионального имиджа. Вестник Томского государственного университета, 326: 194−199.

Семенова Л.М. 2010. Концептуальные основы формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 3: 160−169.

Семенова Л.М. 2015. Курс имиджмейкинга в вузе: структурно-содержательный и дидактический аспекты. Общество: социология, психология, педагогика, 2: 28−32.

Серёжникова Р.К., Васильев Л.Г., Макарова В.А., Хачикян Е.И. 2018. Имиджетворчество будущего педагога как основа педагогического профессионализма. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, 13(2): 85–92. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-85-92

Симонова И.Ф. 2012. Педагогика имиджа. СПб, Ультра Принт, 304 с.

Сысоева Е.Ю. 2017. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателя вуза. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 6−4 (21): 209–213.

Турбовский Я.С. 2002. Философия имиджелогии. В кн.: Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Под ред. В.М. Шепеля. Москва, Народное образование. URL: http://evartist.narod.ru/text9/19.htm#%D0%B7_03 (дата обращения: 16.04.2023).

Федосова И.В. 2016. Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 5−2(15): 162−166.

Фролова Ю.В. 2010. Основные характеристики модели специалиста по имиджелогии в современной России. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2(34): 175−179.

Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Александрова Н.С., Раздымаха Ю.Ю. 2011. Сущность и структура имиджа высшего образования. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 5(1): 45−52.

Шаруева Е.В. 2021. Организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа учителя в контексте стандартизации образования. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 18(2): 101−112. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2021.2.8

Шевцова М.М. 2020. Изучение роли имиджа при подготовке будущих педагогов-хореографов. Научно-педагогическое обозрение, 6(34): 160−171. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-160-171

Шепель В.М. 2005. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Ростов н/Д, Феникс, 472 с.

Шкурко О.В. 2012. Востребованность имиджелогического знания у будущих менеджеров. Сибирский торгово-экономический журнал, 15: 65−69.

Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. 2018. Способы формирования профессионального имиджа современного учителя. Проблемы современного педагогического образования, 60−1: 411−415.

Юрин К.И. 2016. Формирование имиджа современного студента-медика. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 6(1): 216.

Ярошевский М.Г. Юревич А.В., Аллахвердян А.Г. 2000. Программно-ролевой подход и современная наука. Вопросы психологии, 6: 3−18.


Abstract views: 186

Share

Published

2023-06-30

How to Cite

Mamatova, S. I., Isaev, I. F., & Sobyanin, F. I. (2023). Forming the Image of a Future Specialist in the University Educational Process. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(2), 252-268. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-252-268

Issue

Section

Pedagogics