Проблемы и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров вузов России

Авторы

  • Владимир Николаевич Ирхин Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта
  • Ирина Витальевна Ирхина Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Федор Иванович Собянин Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Анастасия Олеговна Кравец Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-242-251

Ключевые слова:

дополнительное профессиональное образование, научно-педагогические кадры, университет, проблемы, перспективы, развитие

Аннотация

Современная система дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров (ДПО НПК) вузов выступает необходимым условием, фактором и механизмом развития высшей школы страны, одним из катализаторов стабильности и социально-экономического роста в России. Совершенствование отечественного ДПО НПК вузов происходит многоаспектно, достаточно динамично и в то же время сложно и противоречиво, что требует глубокой и всесторонней научной рефлексии, осмысления характера, хода и вектора происходящих изменений, выстраивания на этой основе перспективных линий развития рассматриваемой системы. Цель исследования – выявление проблем и перспектив развития системы ДПО НПК вузов России. В работе сделана попытка вычленить проблемы развития ДПО НПК вузов России на социально-педагогическом, теоретико-методологическом, программно-методическом, нормативно-правовом и организационно-управленческом уровнях. Представлены перспективы развития ДПО НПК вузов России, ключевым вектором из которых является движение к национально-целостной, адаптивной и универсальной образовательной модели, базирующейся на передовой методологической, программно-методической, нормативно-правовой, материально-технической, кадровой базе и организационно-управленческой основе.

Биографии авторов

Владимир Николаевич Ирхин, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта

профессор кафедры педагогики, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,
г. Санкт-Петербург, Россия

Ирина Витальевна Ирхина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

профессор кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Федор Иванович Собянин, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

профессор кафедры теории и методики физической культуры, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Анастасия Олеговна Кравец, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Список источников

Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". 2015. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 N 608н. Утратил силу с 13 июня 2020 года на основании приказа Минтруда РФ от 26.12.2019 N 832н. URL: https://docs.cntd.ru/document/420304273 (дата обращения 28.03. 2021)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2012. Принят Государственной Думой 21.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Одобрен Советом Федерации 26.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 26.04.2022)

Список литературы

Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. 2022. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы "Приоритет-2030": проблемы и перспективы. Высшее образование в России, 31(1): 59−71. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71

Аниськина А.А. 2019. Проблемы развития и нормативной поддержки дополнительного профессионального образования в Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, 2(44): 1−6.

Глубокова Е.Н. 2016. Вариативные модели повышения квалификации преподавателя современного вуза. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 179: 53−61.

Ирхина И.В., Кравец А.О. 2022а. Анализ современных моделей дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в университетах. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 41 (3): 496–508. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-496-508.

Ирхина И.В., Кравец А.О. 2022б. Этапы развития системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в вузах России. Научный результат. Педагогика и психология образования, 8(3): 17−27. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-2.

Красинская Л.Ф. 2011. Особенности организации дополнительного профессионального образования преподавателей технического вуза. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 13 (2−2): 296−299.

Мироненко Е.С. 2022. Дополнительное профессиональное образование в современной России: проблемы и тенденции развития. Образование и право, 3: 164−175. DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-164-176

Митина А.М. 2004. Дополнительное профессиональное образование за рубежом: концептуальное становление и развитие. Москва, Наука, 304 с.

Кравцова С.А., Косталанова Н.В., Долгих Ю.А., Сумароков В.К., Мамонов Е.А., Кузьменко А.В., Станкевич А.В., Сумарокова В.В. 2021. Проблемы дополнительного профессионального образования. В кн.: Педагогическое мастерство. Материалы XIX Международной научной конференции (г. Казань, 20−23 декабря 2021 г.). Под ред. И.Г. Ахметова. Казань, Молодой ученый: 57−60.

Салихова А.А., Донина О.И. 2020. Основные признаки и личностно-ориентированный характер внутривузовской системы повышения квалификации педагогов. В кн.: Современное высшее образование: теория и практика. Под ред. А.Ю. Нагорновой. Ульяновск, Зебра: 546−556.

Шеховцов В.В., Гоник И.Л. 2017. Проблемы и тенденции развития дополнительного профессионального образования. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 9(3): 102−108. DOI: 10.14529/ped170311

Шумакова И.А. 2021. Управление маркетинговой деятельностью российских вузов в условиях развития национальных и глобальных образовательных рынков. Белгород, БелГУ, 365 с.


Просмотров аннотации: 107

Поделиться

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Ирхин, В. Н., Ирхина, И. В., Собянин, Ф. И., & Кравец, А. О. (2023). Проблемы и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров вузов России. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(2), 242-251. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-242-251

Выпуск

Раздел

Педагогика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)