Дистанционное обучение в образовательной системе высшей школы: опыт осмысления и приоритетные направления совершенствования
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-269-279Ключевые слова:
высшая школа, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, официальный веб-сайт вуза, пандемияАннотация
Необходимость анализа публикаций, посвященных вопросам «плюсов» и «минусов» дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 и постпандемийный период, обусловлена тем, что данный формат обучения перестал быть инновацией и стал полноценной составляющей образовательной системы высшей школы, а значит будет развиваться. Важность анализа информации о дистанционном обучении на веб-страницах официальных сайтов учреждений высшего профессионального образования с организацией дистанционных форм обучения мотивирована изучением комплекса их преимуществ, сформированного вузами, и соответствия предложений происходящему на практике. Результаты исследования показали, что дистанционное обучение: 1) соответствует процессу цифровизации образовательной среды; 2) характеризуется выходом на новый уровень развития с такими перспективами: формирование дидактических компетенций участников дистанционного обучения; разработка учебных материалов, направленных на интерактивность занятий и динамичность системы оценивания для усиления вовлеченности обучающихся; создание психологического комфорта личности и уверенной личной мотивации; стабильное финансирование цифровых технологий и цифрового оборудования вузов; повышение уровня компьютерной грамотности; создание комплекса упражнений лечебно-профилактического характера для увеличения двигательной активности студентов и преподавателей.
Библиографические ссылки
Список источников
Дистанционное обучение. 2023а. Сайт Амурского образовательного университета. URL: https://www.amursu.ru/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie/ (дата обращения: 03.05.2023).
Дистанционное обучение. 2023б. Сайт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина. URL: https://piu.ranepa.ru/studentam-i-slushatelyam/distantsionnoe-obuchenie.php?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 03.05.2023).
Дистанционное обучение ФДО ТУСУР. 2023. Сайт Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. URL: https://fdo.tusur.ru/study/chto-takoe-distantsionnoe-obrazovanie-fdo-tusur/ (дата обращения: 03.05.2023).
Технологии ДО. 2023. Институт открытого и дистанционного образования. Сайт Южно-Уральского государственного университета. URL: https://ode.susu.ru/about/technology-to/ (дата обращения: 03.05.2023).
Технология обучения. 2023. Сайт Интернет-института Тульского государственного университета. URL: https://i-institute.org/academics/technology (дата обращения: 27.04.2023).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2012. Принят Государственной Думой 21.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Одобрен Советом Федерации 26.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.01.2023)
Цифровой подготовительный факультет. 2006-2023. Сайт Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. URL: https://www.rudn.ru/education/schools-and-departments/faculties/cifrovoy-podgotovitelnyy-fakultet-2 (дата обращения: 03.05.2023).
Что такое дистанционная форма обучения. 2023. Сайт Университета «Синергия». URL: https://synergy.ru/about/education_articles/distanczionnoe_obrazovanie/chto_takoe_distanczionnaya_forma_obucheniya (дата обращения: 03.05.2023).
Список литературы
Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. 2020. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности. Высшее образование в России, 29(10): 86–99. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100
Ахметов С.И. 2022. Использование цифровых образовательных ресурсов для развития самостоятельности у подростков. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(1): 60–66. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-1-60-66.
Гнитецкая Т.Н., Дроздова Е.М. 2021. Качество естественно-научного образования в условиях цифровизации образовательной среды. Общество. Коммуникация. Образование, 12(1): 56–64. DOI: 10.18721/GHSS.12105
Днепровская Г.В., Шевцова И.В. 2020. Открытые образовательные ресурсы и цифровая среда обучения. Высшее образование в России, 29(12): 144–155. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-144-155
Дождиков А.В. 2020. Онлайн-обучение как e-learning: качество и результаты (критический анализ). Высшее образование в России, 29 (12): 21–32. DOI: l0.31992/0869-3617-2020-29-12-21-32
Ендовицкий Д.А., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Руднев Е.А. 2022. Дистанционное обучение – дисбаланс возможностей и угроз. Высшее образование в России, 31(1): 89–97. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-89-97
Кирилова С.А. 2020. Эмоциональное выгорание педагога в условиях вынужденного перехода к дистанционному обучению: причины и профилактика. Научное мнение, 7−8: 76–82. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.7.8.76.82
Листкова М.Л. 2021. Содержание средств и методик физического воспитания студентов в режиме дистанционного обучения в период пандемии. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 16(1): 109–114. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-109-114.
Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. 2021. Цифровые технологии в образовании: возможности и риски, преимущества и ограничения. Профессиональное образование в современном мире, 11(1): 23−34. DOI: 10.20913/2618-7515-2021-1-12
Михайлов О.В., Денисова Я.В. 2020. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? Высшее образование в России, 29(10): 65–76. DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76
Напсо М.Д. 2020. Дистанционное образование / обучение: некоторые аспекты. Образовательные технологии, 4: 62–68.
Неврюев А.Н., Сычев О.А., Сариева И.Р. 2022. Связь отношения к дистанционному обучению студентов с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием. Психологическая наука и образование, 27(1): 136–146. DOI: 10.17759/pse.2022270111
Полтавец А.В. 2010. Веб-сайт вуза как эффективный инструмент обеспечения вузовской деятельности. Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право, 3(12): 14–23.
Соловов А.В., Меньшикова А.А. 2021. Коронавирусные зигзаги электронного дистанционного обучения. Высшее образование в России, 30(6): 60–69. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-60-69
Шаховалова Е.Г., Шаховалов Н.Н., Кутькина О.П. 2022. Цифровая грамотность преподавателей вузов творческой направленности: проблемы, перспективы. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(3): 532–542. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-532-542.
Шнейдер Л.Б. 2020. Реальности дистанционного обучения в контексте пандемии. Высшее образование сегодня, 29(7): 18–23. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.07.P.18
Яруллина Л.Р. 2020. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты. Мир науки. Педагогика и психология, 6(8). URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN620.pdf (дата обращения: 17.01.2023)
Просмотров аннотации: 123
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Жанна Владимировна Краснобаева-Черная, Людмила Николаевна Бороденко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.