Дистанционное обучение в образовательной системе высшей школы: опыт осмысления и приоритетные направления совершенствования

Авторы

  • Жанна Владимировна Краснобаева-Черная Приазовский государственный технический университет
  • Людмила Николаевна Бороденко Приазовский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-269-279

Ключевые слова:

высшая школа, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, официальный веб-сайт вуза, пандемия

Аннотация

Необходимость анализа публикаций, посвященных вопросам «плюсов» и «минусов» дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 и постпандемийный период, обусловлена тем, что данный формат обучения перестал быть инновацией и стал полноценной составляющей образовательной системы высшей школы, а значит будет развиваться. Важность анализа информации о дистанционном обучении на веб-страницах официальных сайтов учреждений высшего профессионального образования с организацией дистанционных форм обучения мотивирована изучением комплекса их преимуществ, сформированного вузами, и соответствия предложений происходящему на практике. Результаты исследования показали, что дистанционное обучение: 1) соответствует процессу цифровизации образовательной среды; 2) характеризуется выходом на новый уровень развития с такими перспективами: формирование дидактических компетенций участников дистанционного обучения; разработка учебных материалов, направленных на интерактивность занятий и динамичность системы оценивания для усиления вовлеченности обучающихся; создание психологического комфорта личности и уверенной личной мотивации; стабильное финансирование цифровых технологий и цифрового оборудования вузов; повышение уровня компьютерной грамотности; создание комплекса упражнений лечебно-профилактического характера для увеличения двигательной активности студентов и преподавателей.

Биографии авторов

Жанна Владимировна Краснобаева-Черная, Приазовский государственный технический университет

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры перевода, Приазовский государственный технический университет,
г. Мариуполь, Россия

Людмила Николаевна Бороденко, Приазовский государственный технический университет

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой перевода, Приазовский государственный
технический университет,
г. Мариуполь, Россия

Библиографические ссылки

Список источников

Дистанционное обучение. 2023а. Сайт Амурского образовательного университета. URL: https://www.amursu.ru/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie/ (дата обращения: 03.05.2023).

Дистанционное обучение. 2023б. Сайт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина. URL: https://piu.ranepa.ru/studentam-i-slushatelyam/distantsionnoe-obuchenie.php?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 03.05.2023).

Дистанционное обучение ФДО ТУСУР. 2023. Сайт Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. URL: https://fdo.tusur.ru/study/chto-takoe-distantsionnoe-obrazovanie-fdo-tusur/ (дата обращения: 03.05.2023).

Технологии ДО. 2023. Институт открытого и дистанционного образования. Сайт Южно-Уральского государственного университета. URL: https://ode.susu.ru/about/technology-to/ (дата обращения: 03.05.2023).

Технология обучения. 2023. Сайт Интернет-института Тульского государственного университета. URL: https://i-institute.org/academics/technology (дата обращения: 27.04.2023).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2012. Принят Государственной Думой 21.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Одобрен Советом Федерации 26.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.01.2023)

Цифровой подготовительный факультет. 2006-2023. Сайт Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. URL: https://www.rudn.ru/education/schools-and-departments/faculties/cifrovoy-podgotovitelnyy-fakultet-2 (дата обращения: 03.05.2023).

Что такое дистанционная форма обучения. 2023. Сайт Университета «Синергия». URL: https://synergy.ru/about/education_articles/distanczionnoe_obrazovanie/chto_takoe_distanczionnaya_forma_obucheniya (дата обращения: 03.05.2023).

Список литературы

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. 2020. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности. Высшее образование в России, 29(10): 86–99. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100

Ахметов С.И. 2022. Использование цифровых образовательных ресурсов для развития самостоятельности у подростков. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(1): 60–66. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-1-60-66.

Гнитецкая Т.Н., Дроздова Е.М. 2021. Качество естественно-научного образования в условиях цифровизации образовательной среды. Общество. Коммуникация. Образование, 12(1): 56–64. DOI: 10.18721/GHSS.12105

Днепровская Г.В., Шевцова И.В. 2020. Открытые образовательные ресурсы и цифровая среда обучения. Высшее образование в России, 29(12): 144–155. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-144-155

Дождиков А.В. 2020. Онлайн-обучение как e-learning: качество и результаты (критический анализ). Высшее образование в России, 29 (12): 21–32. DOI: l0.31992/0869-3617-2020-29-12-21-32

Ендовицкий Д.А., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Руднев Е.А. 2022. Дистанционное обучение – дисбаланс возможностей и угроз. Высшее образование в России, 31(1): 89–97. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-89-97

Кирилова С.А. 2020. Эмоциональное выгорание педагога в условиях вынужденного перехода к дистанционному обучению: причины и профилактика. Научное мнение, 7−8: 76–82. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.7.8.76.82

Листкова М.Л. 2021. Содержание средств и методик физического воспитания студентов в режиме дистанционного обучения в период пандемии. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 16(1): 109–114. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-109-114.

Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. 2021. Цифровые технологии в образовании: возможности и риски, преимущества и ограничения. Профессиональное образование в современном мире, 11(1): 23−34. DOI: 10.20913/2618-7515-2021-1-12

Михайлов О.В., Денисова Я.В. 2020. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? Высшее образование в России, 29(10): 65–76. DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76

Напсо М.Д. 2020. Дистанционное образование / обучение: некоторые аспекты. Образовательные технологии, 4: 62–68.

Неврюев А.Н., Сычев О.А., Сариева И.Р. 2022. Связь отношения к дистанционному обучению студентов с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием. Психологическая наука и образование, 27(1): 136–146. DOI: 10.17759/pse.2022270111

Полтавец А.В. 2010. Веб-сайт вуза как эффективный инструмент обеспечения вузовской деятельности. Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право, 3(12): 14–23.

Соловов А.В., Меньшикова А.А. 2021. Коронавирусные зигзаги электронного дистанционного обучения. Высшее образование в России, 30(6): 60–69. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-60-69

Шаховалова Е.Г., Шаховалов Н.Н., Кутькина О.П. 2022. Цифровая грамотность преподавателей вузов творческой направленности: проблемы, перспективы. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(3): 532–542. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-532-542.

Шнейдер Л.Б. 2020. Реальности дистанционного обучения в контексте пандемии. Высшее образование сегодня, 29(7): 18–23. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.07.P.18

Яруллина Л.Р. 2020. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты. Мир науки. Педагогика и психология, 6(8). URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN620.pdf (дата обращения: 17.01.2023)


Просмотров аннотации: 123

Поделиться

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Краснобаева-Черная, Ж. В., & Бороденко, Л. Н. (2023). Дистанционное обучение в образовательной системе высшей школы: опыт осмысления и приоритетные направления совершенствования. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(2), 269-279. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-269-279

Выпуск

Раздел

Педагогика