Медиаграмотность в формировании профессиональной компетентности будущего PR-специалиста

Авторы

  • Элина Борисовна Авакова Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
  • Артем Александрович Кузнецов Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-399-409

Ключевые слова:

медиаобразование, медиаграмотность, информационное общество, информационная грамотность, молодежь, социологическое исследование, студенты, связи с общественностью

Аннотация

Необходимость изучения уровня медиаграмотности будущих специалистов различной профессиональной направленности продиктована стремительным развитием информационного общества и непрерывно возрастающей сложностью взаимодействия индивида с информацией в условиях ее противоречивости, недостоверности, недостаточности или переизбытка, что может приводить к неэффективности этого взаимодействия. Несмотря на многочисленность публикаций по вопросам медиаграмотности, представляется недостаточным изучение уровня медиаграмотности в контексте формирования профессиональной компетентности PR-специалистов. Целью исследования является определение уровня медиаграмотности студентов направления «Реклама и связи с общественностью» как будущих специалистов сфер деятельности, в которых медиаграмотность является одним из основополагающих факторов формирования профессиональной компетентности. Авторами проведено социологическое исследование, результаты которого позволили сделать выводы относительно того, каким образом студенты воспринимают информацию, анализируют и реагируют на нее, насколько они осведомлены о манипулятивных приемах при подаче информации и признаках фейковой информации и, соответственно, позволили сформулировать рекомендации по повышению уровня медиаграмотности будущих PR-специалистов.

Биографии авторов

Элина Борисовна Авакова, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

кандидат социологических наук, доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург, Россия.

Артем Александрович Кузнецов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург, Россия.

Библиографические ссылки

Авакова Э.Б., Пулькина В.А. 2022. Эффективные цифровые каналы коммуникаций со студентами в системе профессиональной подготовки профиля «Реклама и связи с общественностью». В кн.: Арканникова М.С. и др. Инженеры смыслов в новой реальности: тренды и практики коммуникационной индустрии. Под ред. М.С. Арканниковой. СПб., ПОЛИТЕХ-ПРЕСС Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого: 193–204.

Авдонина Н.С., Зайцева Л.В. 2022. Анализ медиаграмотности у студентов направления «Журналистика». Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 3(36): 141–146. DOI: 10.36809/2309-9380-2022-36-141-146

Антипина Н.Л., Герасимова Г.И., Мурзина Е.В. 2020. Исследование медийно-информационной грамотности российских подростков. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2(65): 42–49. DOI: 10.26105/SSPU.2020.65.2.001

Вартанова Е.Л., Вихрова О.Ю., Самородова Э.В. 2021. Медиаграмотность как условие преодоления цифрового неравенства в Российской Федерации. Медиаскоп, 1. DOI: 10.30547/mediascope.1.2021.1

Донских А.Г. 2021. О формировании юридической медиаграмотности студентов-журналистов. В кн.: MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция. Материалы VI Международной научной конференции, Челябинск, 23–25 ноября 2021 года. Часть 1. Под ред. А.А. Морозовой. Челябинск, Изд-во Челябинского государственного университета: 449–453.

Жилавская И.В. 2019. Результаты исследования медийно-информационной грамотности молодых преподавателей педагогических университетов России – победителей всероссийского конкурса «Педагогическое начало 2018». Медиа. Информация. Коммуникация, 28: 8–63.

Кузнецов А.А. 2023. Профессиональное самоопределение молодежи как проблема современного отечественного образования. В кн.: Педагогическая наука и современное образование. Ценностно-смысловые ориентиры образования в условиях цифровизации общества

Материалы X научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки, Санкт-Петербург, 09 февраля 2023 г. Под ред. И.В. Гладкой, А.П. Тряпицыной. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: 41–46.

Лапин Д.А. 2020. Медиаобразование школьников в России: от протоформатов к консенсуальному подходу. Меди@Альманах, 6(101): 22–31. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2020.2231

Лапшинова К.В., Подольская А.А. 2023. Доверие молодежи к информации российских СМИ. Русский космизм: история и современность. Место и роль науки и технологий в решении глобальных проблем современности. Сборник трудов по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции, Королев, 22 декабря 2022 г. Под ред. Т.Ю. Кирилиной. М., Русайнс: 137–145.

Мрочко Л.В., Мрочко О.Г., Берген О.В. 2018. Медиакультура и медиабезопасность студенческой молодежи: информационное влияние. Экономические и социально-гуманитарные исследования, 3(19): 152–159. DOI: 10.24151/2409-1073-2018-3-152-159

Мусифуллин С.Р. 2023. Формирование медиаграмотности студентов педагогического вуза в условиях трансформации образовательного процесса. Science for Education Today, 13(1): 7–27. DOI: 10.15293/2658-6762.2301.01

Наговицина Т.А. 2022. Медиаграмотность студентов-журналистов и развитие у них коммуникативных навыков. В кн.: Журналистика цифровой эпохи: антропологический поворот. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 14–15 апреля 2022 г. Под ред. Б.Н. Лозовского, В.Ф. Олешко, Э.В. Чепкиной, Е.С. Голоусовой, А.С. Сумской. Екатеринбург, Изд-во Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина: 82−85.

Смеюха В.В., Армаш В.В. 2022. Современное медиапространство в оценке преподавателей направлений подготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью». Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 41(1): 27–37. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-1-27-37

Федоров А.В. 2013. Медиаобразование и медиаграмотность. Москва, Директ-Медиа, 343 с.

Bykov I., Medvedeva M. 2022. Importance of Media Literacy for Political Communication in Russia: A Case of Student Community. Media Education, 1: 24–35.

Fedorov A., Levitskaya A. 2017. Media Education and Media Criticism in the Educational Process in Russia. European Journal of Contemporary Education, 6(1): 39–47.

Jones-Jang S.M., Mortensen T., Liu J. 2021. Does media literacy help identification of fake news? Information literacy helps, but other literacies don’t. American Behavioral Scientist, 65(2): 371–388. DOI: 10.1177/0002764219869406.

Palfrey J., Gasser U. 2008. Born Digital: Understanding the first generation of digital natives. New York, Basic Books, 375 p.

Strogetskaya E.V., Avakova E.B., Betiger I.B. 2022. Digital Turn in Communication Strategies for Motivating Modern University Applicants. In: Proceedings of the 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS), Saint Petersburg, April 13, 2022. IEEE: 83–90. DOI: 10.1109/ComSDS55328.2022.9769169

Carlsson U. 2019. Understanding Media and Information Literacy (MIL) in the Digital Age. A Question of Democracy. Göteborg, Department of Journalism, Media and Communication (JMG), 266 p.


Просмотров аннотации: 93

Поделиться

Опубликован

2023-09-30

Как цитировать

Авакова, Э. Б., & Кузнецов, А. А. (2023). Медиаграмотность в формировании профессиональной компетентности будущего PR-специалиста. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(3), 399-409. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-399-409

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)