Педагогическая подготовка будущих менеджеров к защите от информационного стресса

Авторы

  • Оксана Михайловна Володько Белорусский национальный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-441-448

Ключевые слова:

информационное пространство, информационный стресс, профилактика стресса, избыточность сведений, противоречивость, стрессоустойчивость

Аннотация

Работа менеджеров связана с повышенной информационной нагрузкой, часто приводящей к стрессам, справляться с которыми многие из них не готовы. В педагогической науке рассматриваются вопросы защиты от общего стресса, однако профилактика информационного стресса представлена недостаточно, что особенно важно для специальности «менеджмент». Цель исследования – выявить педагогические пути и способы повышения стрессоустойчивости будущих руководителей к избыточной и противоречивой информации в ходе их профессиональной подготовки в вузе. В исследовании определено содержание педагогической подготовки студентов к профилактике информационного стресса в ходе учебно-воспитательного процесса: изучение информационного пространства; развитие личных убеждений; «селекция» и анализ новой информации. Раскрыта специфика информационного пространства в двух явлениях: образе жизни и условиях общения. Показаны информационные особенности в содержании основных учебных дисциплин специальности «менеджмент». Установлено, что личные убеждения создают базу для защиты от информационных стрессоров, обеспечивают «конструктивное поведение» руководителя в сложных ситуациях. Исследованы возможности «селекции» вновь поступающей информации: профилактика информационной перегрузки и «просеивание» сведений. Рассмотрены пути выработки у студентов критического подхода к оценке и анализу вновь поступающей информации. Раскрыты способы манипуляции: неполнота и субъективность сведений; преувеличение положительного и сокрытие отрицательного, подмена понятий и подтасовка фактов. Представлены приемы принятия решений при избыточной или неполной информации.

Биография автора

Оксана Михайловна Володько, Белорусский национальный технический университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, докторант, Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Беларусь.

Библиографические ссылки

Бодров В.А. 2020. Информационный стресс. М., ПЕР СЭ, 352 с.

Володько В.Ф. 2012. Психология управления. В 2-х томах. Т. 2: Психология делового общения. Минск, БНТУ, 414 с.

Галкина Н.Ю. 2018. Психологические методы профилактики стресса в современных условиях. Проблемы современного педагогического образования, 60(2): 403−406.

Гринберг Дж. 2002. Управление стрессом. Пер. с англ. Л, Гительмана, М. Потаповой СПб., Питер, 496 с. (Greenberg Je.S. 1983. Comprehensive Stress Management. Brown & Benchmark, 464 p.)

Королев А.А. 2021. Информационный стресс в учебном процессе: проблема личностного реагирования, риски и невротизации. Психология и психотехника, 4: 1−14. DOI: 10.7256/2454-0722.2021.4.36540

Курбанова А.Р. 2019. Психология стресса. Мировая наука, 5(26): 392–394.

Мухамедьянова А.Р., Ширяев В.Б. 2017. Выраженность информационного стресса и способы его оптимизации. Символ науки, 3(3): 203–205.

Сандомирский М.Е. 2001. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). М., Изд-во Института Психотерапии, 336 с.

Семиздралова О.А. 2023. Развитие стрессоустойчивости. СПб., Наукоемкие технологии, 82 с.

Теплякова И.В. 2018. Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 7-1(22): 216−219.

Усатов И.А. 2016. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса. Научно-методический электронный журнал «Концепт», Т2: 21–25.

Шемякина О.О. 2012. Анализ причин стресса и методы его профилактики. Психология и право, 2(2): 122−132.

Baudrillard J. 2017. The Consumer Society: Myths and Structures. Translation from French. SAGE Publications Ltd, 240 p. (Baudrillard J. 1970. La société de consummation: ses mythes, ses structures. Préface de J. P. Mayer. Folio, Paris, 309 p.)

Levine S., Scotch N.A. 1970. Social Stress. In: Ed. S. Levine. Social Stress. Routledge, 16 p.

Selye H. 1975. Stress without Distress. Signet, 208 p.


Просмотров аннотации: 46

Поделиться

Опубликован

2023-09-30

Как цитировать

Володько, О. М. (2023). Педагогическая подготовка будущих менеджеров к защите от информационного стресса. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(3), 441-448. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-441-448

Выпуск

Раздел

Педагогика