Педагогическая подготовка будущих менеджеров к защите от информационного стресса
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-441-448Ключевые слова:
информационное пространство, информационный стресс, профилактика стресса, избыточность сведений, противоречивость, стрессоустойчивостьАннотация
Работа менеджеров связана с повышенной информационной нагрузкой, часто приводящей к стрессам, справляться с которыми многие из них не готовы. В педагогической науке рассматриваются вопросы защиты от общего стресса, однако профилактика информационного стресса представлена недостаточно, что особенно важно для специальности «менеджмент». Цель исследования – выявить педагогические пути и способы повышения стрессоустойчивости будущих руководителей к избыточной и противоречивой информации в ходе их профессиональной подготовки в вузе. В исследовании определено содержание педагогической подготовки студентов к профилактике информационного стресса в ходе учебно-воспитательного процесса: изучение информационного пространства; развитие личных убеждений; «селекция» и анализ новой информации. Раскрыта специфика информационного пространства в двух явлениях: образе жизни и условиях общения. Показаны информационные особенности в содержании основных учебных дисциплин специальности «менеджмент». Установлено, что личные убеждения создают базу для защиты от информационных стрессоров, обеспечивают «конструктивное поведение» руководителя в сложных ситуациях. Исследованы возможности «селекции» вновь поступающей информации: профилактика информационной перегрузки и «просеивание» сведений. Рассмотрены пути выработки у студентов критического подхода к оценке и анализу вновь поступающей информации. Раскрыты способы манипуляции: неполнота и субъективность сведений; преувеличение положительного и сокрытие отрицательного, подмена понятий и подтасовка фактов. Представлены приемы принятия решений при избыточной или неполной информации.
Библиографические ссылки
Бодров В.А. 2020. Информационный стресс. М., ПЕР СЭ, 352 с.
Володько В.Ф. 2012. Психология управления. В 2-х томах. Т. 2: Психология делового общения. Минск, БНТУ, 414 с.
Галкина Н.Ю. 2018. Психологические методы профилактики стресса в современных условиях. Проблемы современного педагогического образования, 60(2): 403−406.
Гринберг Дж. 2002. Управление стрессом. Пер. с англ. Л, Гительмана, М. Потаповой СПб., Питер, 496 с. (Greenberg Je.S. 1983. Comprehensive Stress Management. Brown & Benchmark, 464 p.)
Королев А.А. 2021. Информационный стресс в учебном процессе: проблема личностного реагирования, риски и невротизации. Психология и психотехника, 4: 1−14. DOI: 10.7256/2454-0722.2021.4.36540
Курбанова А.Р. 2019. Психология стресса. Мировая наука, 5(26): 392–394.
Мухамедьянова А.Р., Ширяев В.Б. 2017. Выраженность информационного стресса и способы его оптимизации. Символ науки, 3(3): 203–205.
Сандомирский М.Е. 2001. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). М., Изд-во Института Психотерапии, 336 с.
Семиздралова О.А. 2023. Развитие стрессоустойчивости. СПб., Наукоемкие технологии, 82 с.
Теплякова И.В. 2018. Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 7-1(22): 216−219.
Усатов И.А. 2016. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса. Научно-методический электронный журнал «Концепт», Т2: 21–25.
Шемякина О.О. 2012. Анализ причин стресса и методы его профилактики. Психология и право, 2(2): 122−132.
Baudrillard J. 2017. The Consumer Society: Myths and Structures. Translation from French. SAGE Publications Ltd, 240 p. (Baudrillard J. 1970. La société de consummation: ses mythes, ses structures. Préface de J. P. Mayer. Folio, Paris, 309 p.)
Levine S., Scotch N.A. 1970. Social Stress. In: Ed. S. Levine. Social Stress. Routledge, 16 p.
Selye H. 1975. Stress without Distress. Signet, 208 p.
Просмотров аннотации: 69
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Оксана Михайловна Володько
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.