Идеи К.Д. Ушинского в отечественной образовательной практике: опыт прошлого и современность
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-4-632-644Ключевые слова:
педагогический процесс, антропология, духовные ценности, социокультурная среда, национально-ориентированная система образования, педагогическое наследие, патриотическое воспитаниеАннотация
Педагогическое наследие К.Д Ушинского сохраняет свою значимость в контексте формирования у подрастающего поколения целостного представления о закономерностях становления человека, позволяет преподавателям принципиально переосмыслить не только суть педагогического процесса, но и самого понятия «образование» как философско-антропологическую категорию, включающую основополагающие жизненные установки человека. Сформированные К.Д. Ушинским требования к воспитанию и учению предполагают крепкую взаимосвязь этих двух процессов, которая, согласно исследованиям современных ученых, ослабевает, создавая проблему превращения воспитания и обучения в параллельные процессы. Целью исследования является подтвердить актуальность идей К.Д. Ушинского о роли воспитания и его неразрывной связи с обучением для достижения целей образования. Обоснована необходимость обновления содержания образовательного и воспитательного процессов в условиях меняющейся антропологической реальности, подтверждена его тесная связь с культурно-историческими событиями; рассмотрены примеры воспитательной работы в молодежной среде. Сделан вывод, что только комплексное решение задач образования и воспитания на каждом занятии или внеаудиторном мероприятии позволит обеспечить целостность педагогического процесса. Практическая значимость исследования состоит в том, что воспитание представлено как фундаментальная часть образовательного процесса на примере реализации проекта патриотического воспитания «Я Zнаю. Я помню. Я горжусь».
Благодарности
Авторы выражают благодарность доктору педагогических наук, профессору Исаеву И.Ф., доктору педагогических наук, профессору Шеховской Н.Л., доктору педагогических наук, профессору Ирхиной И.В. и всему коллективу кафедры педагогики БелГУ за сотрудничество.
Библиографические ссылки
Список источников
Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2023. URL: www.bukep.ru (дата обращения: 28.01.2023).
БУКЭП. 2017−2023. URL: https://vk.com/bukepofficial (дата обращения: 28.01.2023).
В коворкинге патриотического воспитания провели кинопоказ. 2023. БУКЭП, 23 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8804 (дата обращения: 11.05.2023).
В Минобрнауки рассказали о новой системе высшего образования. 2023. РИА Новости, 19 апреля 2023 г. URL: https://ria.ru/20230419/obrazovanie-1866291666.html (дата обращения: 19.04.2023).
Держим строй! Ни шагу назад! 2023. БУКЭП, 27 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8844 (дата обращения: 11.05.2023).
За Сталинград! 2023. БУКЭП, 1 февраля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8882 (дата обращения: 21.04.2023).
Застывшие навек. 2023. БУКЭП, 23 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8803 (дата обращения: 12.05.2023).
Знакомимся с Белгородом – Городом воинской славы. 2022. БУКЭП, 28 декабря 2022 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8703 (дата обращения: 12.05.2023).
Ибрагимов Г.И. Проблема единства обучения и воспитания в работах К. Д. Ушинского. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F45456565/Ibragimov_G.I.__Ibragimov_M.G.__St._Ob_Ushinskom_K._D..pdf (дата обращения: 28.10.2023).
К 80-летию Сталинградской битвы. 2023. БУКЭП, 30 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8862 (дата обращения: 02.05.2023).
Каптерев П.Ф. 1897. Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., изд. «Русская школа», 146 с.
Конкурс эссе «Военная летопись моей семьи». 2023. БУКЭП, 3 февраля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8896 (дата обращения: 19.03.2023).
Модзалевский Л.Н. 2000а. Очерк истории воспитания и обучения. С древнейших до наших времен. В 2-х ч. Ч. 1. Под ред. М.В. Захарченко. СПб., Алетейя, 429 с.
Модзалевский Л.Н. 2000б. Очерк истории воспитания и обучения. С древнейших до наших времен. В 2-х ч. Ч. 2. Под ред. М.В. Захарченко. СПб., Алетейя, 496 с.
Моя страна – моя Россия. 2023. БУКЭП, 27 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8846 (дата обращения: 05.05.2023).
Мы должны помнить свою историю! 2023. БУКЭП, 2 февраля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8890 (дата обращения: 19.03.2023).
Нам есть чем гордиться. 2023. БУКЭП, 31 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8873 (дата обращения: 21.04.2023).
Наша Победа. 2023. БУКЭП, 30 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8867 (дата обращения: 02.05.2023).
Нюрнберг. Свидетели. 2023. БУКЭП, 30 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8861 (дата обращения: 05.05.2023).
О неизвестных героях войны. 2023. БУКЭП, 19 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8791 (дата обращения: 12.05.2023).
Острикова С.А. 2012. Концепция воспитательной деятельности Белгородского университета кооперации, экономики и права. Белгород, Издательство БУКЭП, 138 с.
Официальная страница АНО ВО "БУКЭП". 2023. URL: https://ok.ru/group/68933882675250 (дата обращения: 18.02.2023).
Письма – это живая история. 2023. БУКЭП, 19 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8789 (дата обращения: 12.05.2023).
Помните! Какой ценой завоевано счастье … 2023. БУКЭП, 22 февраля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8990 (дата обращения: 12.03.2023).
Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 ∙ Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 28.10.2023).
Ушинский К.Д. 1905. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собрание педагогических сочинений К.Д. Ушинского. Санкт-Петербург, тип. М. Меркушева. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003731139?page=7&rotate=0&theme=white (дата обращения: 12.05.2023).
Ушинский К.Д. 1945. Избранные педагогические сочинения. Под ред. Е.Н. Медынского, И.Ф. Свадковского. Москва, Учпедгиз, 566 с.
Ушинский К.Д. 1948. О необходимости сделать русские школы русскими. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 3. Педагогические статьи 1862-1870. Под ред. А.М. Еголина. Москва, Ленинград, АПН РСФСР: 306-314.
Ушинский К.Д. 1950. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. Под ред. А.М. Еголина. Москва, Ленинград, АПН РСФСР, 776 с.
Ушинский К.Д. 2004. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Москва, Гранд-Фаир, 576 с.
Чтоб снова на земной планете не повторилось той войны, нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы! 2023. БУКЭП, 21 апреля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_9533 (дата обращения: 02.03.2023).
Чтобы мы могли жить на этой Земле … 2023. БУКЭП, 20 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8796 (дата обращения: 12.05.2023).
Шаги по Белгороду. Застывшие навек. 2023. БУКЭП, 25 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8816 (дата обращения: 11.05.2023).
Список литературы
Ананьев Б.Г. 1980. Проблемы педагогической антропологии. В кн.: Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 2. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. Москва, Педагогика, 286 с.
Белозерцев Е.П. 2013. Образ и смысл русской школы: очерки прикладной философии образования. Курск, Мечта, 464 с.
Белозерцев Е.П., Каменецкая С.Б., Лифинцева Н.И. и др. 1994. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. Под ред. Е.П. Белозерцева. Москва, Роман-газета, 191 с.
Богуславский М.В. 1994. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения. Из истории отечественной педагогики 20-х годов XX века. Москва, Изд-во ИТП и МИО РАО, 182 с.
Булгакова И.А. 2012. Антропология воспитания в русской культуре. Автореф. дис. … канд. философ. наук. Тюмень, 20 с.
Данилов М.А. 1960. Процесс обучения в советской школе. Москва, Учпедгиз, 299 с.
Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. 2010. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. Москва, РОССПЭН, 415 с.
Ирхин В.Н. 2002. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Барнаул, 38 с.
Ирхина И.В. 2007. Развитие дидактической системы учителя в профессиональной деятельности Дис. ... докт. пед. наук. Белгород, 428 с.
Исаев И.Ф. 1993. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Дис. ... докт. пед. наук. Москва, 469 с.
Исаев Л.Н. 2001. К.Д. Ушинский – основатель русской дидактической и методической школы. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Пятигорск, 15 с.
Кларин М.В. 1989. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. Москва, Знание, 77 с.
Лифинцева Н.И. 2001. Формирование профессионально-психологической культуры учителя. Дис. ... докт. пед. наук. Москва, 467 c.
Никольская А.А. 1995. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна, Феникс, 336 с.
Песковский М.Л. 1895. Обязательный минимум образования. СПб., тип. И.Н. Скороходова, 98 с.
Рубинштейн С.Л. 2003. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., Питер, 508 с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. 2002. Педагогика. Под ред. В.А. Сластенина. Москва, Академия, 576 с.
Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. 2004. Социальное партнерство: Чего ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования). Москва, ООО «Аспект», 32 с.
Хуторской А.В. 2005. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Москва, Изд-во УНЦ ДО, 222 c.
Чапаев Н.К., Верещагина И.П. 2012. Современные проблемы ментального воспитания в свете педагогических идей К. Д. Ушинского. Историко-педагогический журнал, 1: 118−125.
Alam A., Mohanty A. and Alam Sh. 2020. Anthropology of Education: Discourses and Dilemmas in Analysis of Educational Patterns and Cultural Configurations towards Pursuit of Quality Education. Palarch’s Journal of Archaeologyof Egypt/Egyptology, Netherlands, 17(9): 7893–7924.
Braunmühl E. 1975. Antipädagogik: Studien zur Abschaffung der Erziehung. Weinheim und Basel, Beltz Verlag, 277 s.
Rapp-Wagner R. 1997. Postmoderne Denken und Pädagogik: eine kritische Analyse aus philosophischanthropologischer Perspektive. Bern, 458 s.
Schoenebeck H. 1989. Antipädagogik im Dialog: eine Einführung in antipädagogische Denken. Beltz, 222 s.
Просмотров аннотации: 63
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Ирина Ивановна Лысова, Ольга Алексеевна Витохина, Ольга Владимировна Волкова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.