K.D. Ushinsky’s Ideas in Russian Educational Practice: Past Experience and Modernity
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-4-632-644Keywords:
pedagogical process, anthropology, spiritual values, sociocultural environment, nationally oriented education system, pedagogical heritage, patriotic educationAbstract
Today, the pedagogical heritage of K.D. Ushinsky retains its significance in the context of formation in the younger generation a holistic understanding of the laws of human development, helps teachers fundamentally rethink not only the essence of the pedagogical process, but also the very concept of “education” as a philosophical and anthropological category that includes personal fundamental life attitudes. K.D. Ushinsky formed upbringing and teaching requirements which presuppose a strong relationship between these two processes. According to modern scientists’ research these links are weakening, creating the problem of transforming upbringing and teaching into parallel processes. The purpose of the study is to confirm the relevance of K.D. Ushinsky’s ideas about the role of upbringing in the context of achieving educational goals. The need to update the content of educational and upbringing processes under the conditions of a changing anthropological reality is substantiated, its close connection with cultural and historical events is confirmed; examples of educational work among youth are considered. It is concluded that only a comprehensive solution to the problems of education and upbringing in each lesson or extracurricular event will ensure the integrity of the pedagogical process. The practical significance of the study lies in the fact that education is presented as a fundamental part of the educational process on the example of the patriotic education project “I Know. I remember. I'm proud".
Acknowledgements
The authors express gratitude to Doctor of Pedagogical Sciences, Professor I.F. Isaev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor N.L. Shekhovskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Irkhina I.V. and the entire staff of the Department of Pedagogy of BelSU.
References
Список источников
Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2023. URL: www.bukep.ru (дата обращения: 28.01.2023).
БУКЭП. 2017−2023. URL: https://vk.com/bukepofficial (дата обращения: 28.01.2023).
В коворкинге патриотического воспитания провели кинопоказ. 2023. БУКЭП, 23 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8804 (дата обращения: 11.05.2023).
В Минобрнауки рассказали о новой системе высшего образования. 2023. РИА Новости, 19 апреля 2023 г. URL: https://ria.ru/20230419/obrazovanie-1866291666.html (дата обращения: 19.04.2023).
Держим строй! Ни шагу назад! 2023. БУКЭП, 27 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8844 (дата обращения: 11.05.2023).
За Сталинград! 2023. БУКЭП, 1 февраля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8882 (дата обращения: 21.04.2023).
Застывшие навек. 2023. БУКЭП, 23 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8803 (дата обращения: 12.05.2023).
Знакомимся с Белгородом – Городом воинской славы. 2022. БУКЭП, 28 декабря 2022 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8703 (дата обращения: 12.05.2023).
Ибрагимов Г.И. Проблема единства обучения и воспитания в работах К. Д. Ушинского. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F45456565/Ibragimov_G.I.__Ibragimov_M.G.__St._Ob_Ushinskom_K._D..pdf (дата обращения: 28.10.2023).
К 80-летию Сталинградской битвы. 2023. БУКЭП, 30 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8862 (дата обращения: 02.05.2023).
Каптерев П.Ф. 1897. Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., изд. «Русская школа», 146 с.
Конкурс эссе «Военная летопись моей семьи». 2023. БУКЭП, 3 февраля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8896 (дата обращения: 19.03.2023).
Модзалевский Л.Н. 2000а. Очерк истории воспитания и обучения. С древнейших до наших времен. В 2-х ч. Ч. 1. Под ред. М.В. Захарченко. СПб., Алетейя, 429 с.
Модзалевский Л.Н. 2000б. Очерк истории воспитания и обучения. С древнейших до наших времен. В 2-х ч. Ч. 2. Под ред. М.В. Захарченко. СПб., Алетейя, 496 с.
Моя страна – моя Россия. 2023. БУКЭП, 27 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8846 (дата обращения: 05.05.2023).
Мы должны помнить свою историю! 2023. БУКЭП, 2 февраля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8890 (дата обращения: 19.03.2023).
Нам есть чем гордиться. 2023. БУКЭП, 31 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8873 (дата обращения: 21.04.2023).
Наша Победа. 2023. БУКЭП, 30 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8867 (дата обращения: 02.05.2023).
Нюрнберг. Свидетели. 2023. БУКЭП, 30 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8861 (дата обращения: 05.05.2023).
О неизвестных героях войны. 2023. БУКЭП, 19 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8791 (дата обращения: 12.05.2023).
Острикова С.А. 2012. Концепция воспитательной деятельности Белгородского университета кооперации, экономики и права. Белгород, Издательство БУКЭП, 138 с.
Официальная страница АНО ВО "БУКЭП". 2023. URL: https://ok.ru/group/68933882675250 (дата обращения: 18.02.2023).
Письма – это живая история. 2023. БУКЭП, 19 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8789 (дата обращения: 12.05.2023).
Помните! Какой ценой завоевано счастье … 2023. БУКЭП, 22 февраля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8990 (дата обращения: 12.03.2023).
Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 ∙ Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 28.10.2023).
Ушинский К.Д. 1905. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собрание педагогических сочинений К.Д. Ушинского. Санкт-Петербург, тип. М. Меркушева. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003731139?page=7&rotate=0&theme=white (дата обращения: 12.05.2023).
Ушинский К.Д. 1945. Избранные педагогические сочинения. Под ред. Е.Н. Медынского, И.Ф. Свадковского. Москва, Учпедгиз, 566 с.
Ушинский К.Д. 1948. О необходимости сделать русские школы русскими. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 3. Педагогические статьи 1862-1870. Под ред. А.М. Еголина. Москва, Ленинград, АПН РСФСР: 306-314.
Ушинский К.Д. 1950. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. Под ред. А.М. Еголина. Москва, Ленинград, АПН РСФСР, 776 с.
Ушинский К.Д. 2004. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Москва, Гранд-Фаир, 576 с.
Чтоб снова на земной планете не повторилось той войны, нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы! 2023. БУКЭП, 21 апреля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_9533 (дата обращения: 02.03.2023).
Чтобы мы могли жить на этой Земле … 2023. БУКЭП, 20 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8796 (дата обращения: 12.05.2023).
Шаги по Белгороду. Застывшие навек. 2023. БУКЭП, 25 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114_8816 (дата обращения: 11.05.2023).
Список литературы
Ананьев Б.Г. 1980. Проблемы педагогической антропологии. В кн.: Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 2. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. Москва, Педагогика, 286 с.
Белозерцев Е.П. 2013. Образ и смысл русской школы: очерки прикладной философии образования. Курск, Мечта, 464 с.
Белозерцев Е.П., Каменецкая С.Б., Лифинцева Н.И. и др. 1994. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. Под ред. Е.П. Белозерцева. Москва, Роман-газета, 191 с.
Богуславский М.В. 1994. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения. Из истории отечественной педагогики 20-х годов XX века. Москва, Изд-во ИТП и МИО РАО, 182 с.
Булгакова И.А. 2012. Антропология воспитания в русской культуре. Автореф. дис. … канд. философ. наук. Тюмень, 20 с.
Данилов М.А. 1960. Процесс обучения в советской школе. Москва, Учпедгиз, 299 с.
Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. 2010. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. Москва, РОССПЭН, 415 с.
Ирхин В.Н. 2002. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Барнаул, 38 с.
Ирхина И.В. 2007. Развитие дидактической системы учителя в профессиональной деятельности Дис. ... докт. пед. наук. Белгород, 428 с.
Исаев И.Ф. 1993. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Дис. ... докт. пед. наук. Москва, 469 с.
Исаев Л.Н. 2001. К.Д. Ушинский – основатель русской дидактической и методической школы. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Пятигорск, 15 с.
Кларин М.В. 1989. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. Москва, Знание, 77 с.
Лифинцева Н.И. 2001. Формирование профессионально-психологической культуры учителя. Дис. ... докт. пед. наук. Москва, 467 c.
Никольская А.А. 1995. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна, Феникс, 336 с.
Песковский М.Л. 1895. Обязательный минимум образования. СПб., тип. И.Н. Скороходова, 98 с.
Рубинштейн С.Л. 2003. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., Питер, 508 с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. 2002. Педагогика. Под ред. В.А. Сластенина. Москва, Академия, 576 с.
Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. 2004. Социальное партнерство: Чего ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования). Москва, ООО «Аспект», 32 с.
Хуторской А.В. 2005. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Москва, Изд-во УНЦ ДО, 222 c.
Чапаев Н.К., Верещагина И.П. 2012. Современные проблемы ментального воспитания в свете педагогических идей К. Д. Ушинского. Историко-педагогический журнал, 1: 118−125.
Alam A., Mohanty A. and Alam Sh. 2020. Anthropology of Education: Discourses and Dilemmas in Analysis of Educational Patterns and Cultural Configurations towards Pursuit of Quality Education. Palarch’s Journal of Archaeologyof Egypt/Egyptology, Netherlands, 17(9): 7893–7924.
Braunmühl E. 1975. Antipädagogik: Studien zur Abschaffung der Erziehung. Weinheim und Basel, Beltz Verlag, 277 s.
Rapp-Wagner R. 1997. Postmoderne Denken und Pädagogik: eine kritische Analyse aus philosophischanthropologischer Perspektive. Bern, 458 s.
Schoenebeck H. 1989. Antipädagogik im Dialog: eine Einführung in antipädagogische Denken. Beltz, 222 s.
Abstract views: 63
Share
Published
How to Cite
Issue
Section
Copyright (c) 2023 Ирина Ивановна Лысова, Ольга Алексеевна Витохина, Ольга Владимировна Волкова
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.