Цифровая компетентность как условие развития инновационной образовательной среды в вузе
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-3-408-418Ключевые слова:
цифровая компетентность, среда обучения, непрерывное образование, электронное обучение, информационные и коммуникационные технологии, обратная связьАннотация
Создание инновационной образовательной среды в вузе способно качественно изменить процесс подготовки специалистов, обладающих цифровой компетентностью. Анализ проведенных исследований по проблеме создания (преобразования) образовательной среды вуза в условиях цифровизации показал, что данная многоаспектная задача требует дальнейшего изучения. Целью работы является рассмотрение и оценка внедрения цифровых технологий в
образовательную среду университета. Обоснована актуальность использования цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы; показана важность формирования цифровой компетентности у всех участников образовательного процесса; акцентирована значимость наполнения содержания учебных дисциплин онлайн-продуктами: подтверждена необходимость сочетания традиционных методов с инновационными технологиями в учебном процессе на примере обучения иностранному языку. Использован системный подход, кабинетное исследование и методы экспертных оценок. Выявлены оригинальные пути формирования цифровой компетентности на основе использования открытых онлайн ресурсов; представлены новые способы сближения традиционной и инновационной образовательной среды; показано, каким образом цифровая компетенция может повлиять на динамику урока преподавателя иностранного языка, изменяя учебную аудиторию с помощью доступных технологий и ресурсов. Результаты исследования могут быть использованы педагогами, заинтересованными в
формировании образовательной среды для реализации инноваций.
Библиографические ссылки
Cambridge Dictionary. Cambridge University Press. 2020. Available at: http: //www.dictionary.cambridge.org/dictionary/english-russian/feedback (accessed: 01.02.2020).
Mem Rise. Английские курсы. 2010-2020. Available at: http://www.memrise.com/courses/english/english/ (accessed: 10.02.2020).
Progress of goal 4 in 2019. Department of Economic and Social Affairs. Sustainable Development 2020. Available at: https://sdgs.un.org/goals/goal4 (accessed 10.12.2019).
Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning. 2006. Available at: http://www.eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/?uri=celex%3A32006H0962 (accessed: 05.11.2019).
Royal Society (Great Britain). 2012. Shut down or restart? The way forward for computing in UK schools. London, The Royal Society, Education Section, 121 p.
South Korean Elementary School Teachers’ Perceptions Of Professional Curricular Autonomy. 2017. Available at: www.scholarworks.iu.edu/dspace/bitstream/handle/2022 /21611/Min%20Dissertation.pdf?sequence=1 (accessed 28.10.2019).
The Digital Competence Framework 2.0. An official website of the European Union. 2019. Available at: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/digital-competence-framework (accessed: 05.02.2020)
Webquests. 2020. Available at: http://www.teachingenglish.org.uk/article/webquests (accessed: 01.02.2020).
Write & Improve. Cambridge English. 2020. Available at: https://www.cambridgeenglish.org/learning-english/free-resources/write-and-improve/ (accessed: 01.02.2020). inostrannyy yazyk na baze mul'timediynykh tekhnologiy [Development of master's students' skills to independently study a foreign language based on multimedia technologies]. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Release Modernizatsiya sistemy podgotovki po inostrannomu yazyku v neyazykovykh vuzakh. Pedagogicheskie nauki [Modernizing the system of foreign language teaching and learning at non–linguistic institutions of higher learning. Pedagogic studies], 645: 161–169.
Boldova T.A. 2012. Formirovanie i razvitie umeniy studentov obshchat'sya v Internete na inostrannom yazyke [Formation and development of students' skills to communicate on the Internet in a foreign language]. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Release Modernizatsiya sistemy podgotovki po inostrannomu yazyku v neyazykovykh vuzakh. Pedagogicheskie nauki [Modernizing the system of foreign language teaching and learning at non–linguistic institutions of higher learning. Pedagogic studies], 645: 170–175.
Volkova O.V. 2018. Kvestovaya model' obucheniya inostrannomu yazyku [Quest model of teaching a foreign language]. In: Pedagogika v sovremennoy sisteme vysshey shkoly [Pedagogy in the modern system of higher education]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Belgorod, 27–28 marta 2018 goda. Belgorod, Publ. Izdatel'stvo BUKEP: 45–51.
Davidenko E.S. 2013. Ispol'zovanie informatsionnykh kart dlya podgotovki studentov k inoyazychnomu professional'nomu obshcheniyu [Using information cards to prepare students for foreign language professional communication]. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Release Inostrannyy yazyk kak komponent professional'noy podgotovki v neyazykovom vuze. Pedagogicheskie nauki [Foreign language as a component of vocational training at a non–language institution for higher professional education. Pedagogic studies], 12 (672): 124–132.
Irkhina I.V., Shirokova M.V., Besedina O.A. 2012. Opyt organizatsii pedagogicheskogo soprovozhdeniya distantsionnogo obucheniya studentov v protsesse izucheniya distsipliny «Inostrannyy yazyk» v NIU «BelGU» [Experience in organizing pedagogical support of distance learning for students in the process of studying the discipline "Foreign language" at the National Research University "BelSU"]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2 (117): 72–75.
Isaev I.F., Eroshenkova E.I. 2011. Professional'no-tsennostnaya ustanovka budushchego spetsialista: ot sushchnosti k tekhnologii formirovaniya [Professional value attitude of a future specialist: from essence to technology of formation]. The Siberian Pedagogical Journal, 3: 44–53.
Kozhevnikova T.V. 2011. Sovremennye tendentsii razvitiya distantsionnogo obucheniya inostrannomu yazyku (otechestvennyy i zarubezhnyy opyt) [Modern trends in the development of distance learning a foreign language (domestic and foreign experience)]. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Release Inostrannyy yazyk kak komponent professional'noy podgotovki v neyazykovom vuze. Pedagogicheskie nauki [Priorities in foreign language teaching. Pedagogical studies], 618: 142–152.
Kozhevnikova T.V. 2014. Razvitie umeniy professional'no orientirovannogo onlayn–chteniya v neyazykovom vuze [Development of skills for professionally oriented online reading in a non–linguistic university]. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Release Inostrannyy yazyk kak komponent professional'noy podgotovki v neyazykovom vuze. Pedagogicheskie nauki [Scientific fundamentals of foreign language teaching innovative system in higher non-language educational institutions. Pedagogical studies], 12 (698): 141–148.
Kolos N.V., Kuz'minova Yu.V. 2016. Mobil'nost' innovatsionnykh resheniy v sfere informatsionnykh tekhnologiy i elektronnoy kommertsii [Mobility of innovative solutions in the field of information technology and ecommerce]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 1 (57): 140–148.
Lysova I.I., Vitokhina O.A., Skripchenko P.V., Roslyakova E.F. 2016. Ekonomika yazyka kak resurs ustoychivogo razvitiya [Language economy as a resource for sustainable development]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 1 (57): 126–139.
Rastova L.M., Lopatkin V.M., Matveeva N.A. et al. 2006. Pedagogicheskie kadry – osnova innovatsionnogo razvitiya obrazovaniya [Teaching staff – the basis of innovative development of education]. Ed. L.M. Rastovoy. Barnaul, Publ. Izdatel'stvo Barnaul'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 252 p.
Rozdol'skaya I.V., Vistorobskaya E.N., Grebenik L.G. 2017. Ispol'zovanie resursov HRanalitiki i Digital-tekhnologiy v usloviyakh perekhoda k setevoy tsifrovoy ekonomike [Using the resources of HR analytics and digital technologies in the transition to a networked digital economy]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 5 (66): 129–140.
Tarasova E.E., Altonayan A., Lysova I.I. 2017. Razvitie kriticheskogo myshleniya kak faktor formirovaniya nauchnogo znaniya i predprinimatel'skikh kompetentsiy [Development of critical thinking as a factor in the formation of scientific knowledge and entrepreneurial competencies]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 5 (66): 9–27.
Benavides F., Dumont H., Istance D. (Eds.). 2010. Nature of Learning: Using Research to Inspire Practice. OECD. 12 p.
Ertmer P.A., Ottenbreit-Leftwich A.T. 2010. Teacher Technology Change. Journal of Research on Technology in Education, 42 (3), 255–284. DOI: https://doi.org/10.1080/15391523.2010.10782551.
Freire P. 1985. Reading the World and Reading the Word: An Interview with Paulo Freire. In: Making Meaning, Learning Language. Language Arts, 62 (1): 15–21. Available at: http://www.jstor.org/stable/41405241 (accessed: 11.01.2020).
Henson K.T. 2015. Curriculum planning. Integrated Multiculturalism, Constructivism, and Education Reform. Waveland Press, Inc, 502 p.
Neumann К., 2018. Digital economy: for the benefit of users, business and the state. In: Bussiness Excellence, Brussel, European Commission: 22–29.
Просмотров аннотации: 529
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Ирина Ивановна Лысова , Ольга Алексеевна Витохина , Ольга Владимировна Волкова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.