Искусственный интеллект в рекламе: технологические и правовые вызовы

Авторы

  • Анна Викторовна Белоедова Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Виктория Павловна Романова Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-3-255-265

Ключевые слова:

реклама, технологии искусственного интеллекта, нейронные сети, правовое регулирование

Аннотация

В настоящее время внедрение искусственного интеллекта в сферу рекламной коммуникации находится на стадии зарождения. Проблема влияния систем искусственного интеллекта на весь рекламный производственный процесс и потребительский рынок недостаточно изучена. В связи с этим поставлена цель – определить технологические и правовые особенности реализации искусственного интеллекта в рекламе. В результате исследования были определены и описаны технологические аспекты использования нейросетей (ChatGPT, YandexGPT, Katteb, Midjourney, Kandinsky 2.2, Flair, Visper, Fliki, Runway) в рекламе. Исследование изменений международной системы нормативно-правового регулирования искусственного интеллекта в сфере цифровых технологий и рекламы позволило уточнить статус таких продуктов на рекламном рынке, также были выделены основные направления изучения искусственного интеллекта в качестве объекта или субъекта гражданско-правовых отношений в России и за рубежом. Результаты исследования показали, что искусственный интеллект в рекламе применяется довольно широко: для генерации разнообразного медиаконтента, анализа больших данных о клиентах, настройки и создания таргетированной рекламы, автоматизации общения с целевой аудиторией и привлечения потенциальных потребителей товаров и услуг. Вместе с тем применение искусственного интеллекта сегодня сталкивается с рядом ограничений: вторичность генерируемого контента, довольно высокая стоимость технического обслуживания систем искусственного интеллекта, необходимость модерации создания такого контента человеком, обладающим новыми и специфическими знаниями по составлению промтов (текстовых запросов к нейросетям). Отмечено, что сегодня ведётся активная работа по созданию нормативно-правовой базы регулирования сферы искусственного интеллекта во всех отраслях человеческой деятельности, важной вехой которой является принятие Закона об искусственном интеллекте Еврокомиссией в 2024 году.

Биографии авторов

Анна Викторовна Белоедова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью института общественных наук и массовых коммуникаций

E-mail: beloedova@bsu.edu.ru

Виктория Павловна Романова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Магистрант кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью института общественных наук и массовых коммуникаций

E-mail: 1379983@bsu.edu.ru

Библиографические ссылки

Список источников

Глобальный индекс внедрения искусственного интеллекта IBM. Корпоративный отчет. 2024. Национальный портал в сфере искусственного интеллекта, 19.03.2024 URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/vnedrenie-ii/2024_globalynyy_indeks_vnedreniya_iskusstvennogo _intellekta_ibm_korporativnyy_otchet_ibm_global_ai_adoption_index_enterprise_report_ibm/?ysclid=lveomuwwe837635788 (дата обращения: 04.05.2024)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (редакция от 30.01.2024). 2006. Принят Государственной Думой 24.11.2006. Одобрен Советом Федерации 8.12.2006. Статья 1257. Автор произведения. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/7dde8dbb10c5ce94297e5eb859712be091044d70/?ysclid=lvdvifbk6j897840494 (дата обращения: 04.05.2024)

Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (редакция от 04.08.2023). 1992. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 04.05.2024)

Кодекс этики в сфере ИИ. 2020–2024. AI Alliance Russia. URL: https://ethics.a-ai.ru/ (дата обращения: 04.05.2024)

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (последняя редакция). 1993. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года. Автор произведения. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 04.05.2024)

Смирнова Е., Югунян А. 2024. Довели до ума: какой закон об искусственном интеллекте приняли в Европе. Forbes, 16.03.2024. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/508210-doveli-do-uma-kakoj-zakon-ob-iskusstvennom-intellekte-prinali-v-evrope (дата обращения: 04.05.2024)

Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция). 2006. Принят Государственной Думой 8.07.2006. Одобрен Советом Федерации 14.07.2006. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 04.05.2024)

Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации − городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 № 123-ФЗ (последняя редакция). 2020. Принят Государственной Думой 14.04.2020. Одобрен Советом Федерации 17.04.2020. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351127/?ysclid=lver9d3coy138613642 (дата обращения: 04.05.2024)

Bishop Z. 2021. Global Data from IBM Points to AI Growth as Businesses Strive for Resilience. IBM. URL: https://newsroom.ibm.com/IBMs-Global-AI-Adoption-Index-2021 (accessed: May 4, 2024)

Deepfake, дипфейк. 2024. Энциклопедия «Касперского». URL: https://encyclopedia. kaspersky.ru/glossary/deepfake/ (дата обращения: 04.05.2024)

Список литературы

Баутина Д.А. 2022. Влияние искусственного интеллекта на процесс совершенствования маркетинговых коммуникаций. Инновационная экономика и современный менеджмент, 1(37): 28−30.

Васюнова А.А., Кукшинова Е.Д., Грачёва Д.П. 2023. Искусственный интеллект в маркетинге и рекламе: отечественный опыт. В кн.: Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и студентов (Белгород, 12–14 апреля 2023 г.). Под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского, С.В. Крюковой, А.В. Белоедовой. Белгород, Космос: 386−392.

Долженко И.Б. 2023. ChatGPT и потенциал применения генеративного искусственного интеллекта в маркетинге. Вектор экономики, 4(82): 5. URL: http://www.vectoreconomy.ru/ images/publications/2023/4/marketingandmanagement/Dolzhenko2.pdf (дата обращения: 04.05.2024).

Жукова А.Е., Куров А.Е. 2023. Цифровой успех ChatGPT: кому принадлежит право на результат интеллектуальной деятельности. Вестник юридического факультета Южного федерального университета, 10(2): 57−63. DOI: 10.18522/2313-6138-2023-10-2-9

Королькова Д.А. 2024. Искусственный интеллект как объект гражданского права. Закон и право, 2: 151−155. DOI: 10.24412/2073-3313-2024-2-151-155

Мантусов А.Б. 2022. Применение нейронных сетей при формировании поликодового текста. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова, 65(2): 42−51. DOI: 10.47649/vau.2022.v65.i2.05

Мельникова С.В. 2023. Использование искусственного интеллекта в маркетинге и рекламе. Молодой учёный, 27(474): 165−167.

Митюченко Л.С., Кузнецова М.В. 2024. Искусственный интеллект как объект интеллектуальных прав. Экономика. Социология. Право, 1(33): 28–33. DOI: 10.22281/2542-169 7-2024-03-01-28-34

Морхат П.М. 2017. Искусственный интеллект: правовой взгляд. Москва, Буки Веди, 257 с.

Полякова Т.А., Камалова Г.Г. 2023. Проблемы формирования правовой политики в сфере применения технологии искусственного интеллекта. Правовая политика и правовая жизнь, 1(91): 28−36. DOI: 10.24412/1608-8794-2023-1-28-36

Слицкая А.Е. 2023. Применение искусственного интеллекта в маркетинге. Практический маркетинг, 12(318): 77−80. DOI: 10.24412/2071-3762-2023-12318-77-80

Фирсанова О.В., Бровчак С.В., Кулебякин В.В. 2023. Направления применения искусственного интеллекта в цифровых маркетинговых коммуникациях. Ученые записки Российской академии предпринимательства, 22(2): 132−139. DOI: 10.24182/2073-6258-2023-22-2-132-139

Фишер Д.В., Бурмистров А.Н. 2016. Использование искусственного интеллекта в системе образования. В кн.: Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 14–19 ноября 2016 г.). Часть 2. Под ред. С.В. Широковой. Санкт-Петербург, Издательство политехнического университета: 370–372.

McCarthy J., Minsky M.L., Rochester N., Shannon C.E. 2006. Proposal for the Dartmouth Summer Research Project on Artificial Intelligence, August 31, 1955. AI Magazine, 27(4): 12−14. DOI: 10.1609/aimag.v27i4.1904

Petit N. 2017. Law and Regulation of Artificial Intelligence and Robots − Conceptual Framework and Normative Implications. Computer Science, Law, March 9, 2017. DOI: 10.2139/ssrn.2931339


Просмотров аннотации: 28

Поделиться

Опубликован

2024-09-30

Как цитировать

Белоедова, А. В., & Романова, В. П. (2024). Искусственный интеллект в рекламе: технологические и правовые вызовы . Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 43(3), 255-265. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-3-255-265

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью