Медиаграмотность как актуальная компетенция в пространстве цифровых коммуникаций с использованием технологий искусственного интеллекта
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-1-5-14Ключевые слова:
медиаграмотность, искусственный интеллект, медиаобразование, медиакомпетентность, цифровая грамотность, цифровая компетентность, политические коммуникации, молодежь, СМИ, массовые коммуникацииАннотация
Интенсивный рост использования больших языковых моделей в системах генеративного искусственного интеллекта (ChatGPT, GigaChat, Алиса и многих других) актуализирует медиаграмотность как значимую компетенцию личности в постиндустриальном обществе. При этом вопрос о существующих рисках и возможностях использования искусственного интеллекта (ИИ) конкретным индивидом в контексте его собственных компетенций в рамках медиаграмотности исследован недостаточно. В этой связи цель исследования – определение роли медиаграмотности в современных цифровых коммуникациях с учетом рисков и возможностей в условиях интеграции с технологиями искусственного интеллекта. В работе представлен содержательный анализ высокоцитируемых статей за период с 2020 по 2023 годы на платформе Google Академия. Отбор репрезентативного материала осуществлялся методом метаанализа, критерием стало содержание и наличие в списке ключевых слов «медиаграмотность» и «искусственный интеллект» на русском и английском языках, а также наибольшее количество цитирований за год. В результате анализа исследований были выделены и описаны риски ИИ (негативное влияние на психическое здоровье участников коммуникации и доступность создания фейковых новостей) и возможности ИИ (выполняет рутинные задачи и предлагает креативные решения). Сделан вывод о том, что медиаграмотность постепенно становится необходимой компетенцией для человечества, так как позволяет корректно применять ИИ и минимизировать возможные риски цифровых коммуникаций.
Библиографические ссылки
Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. 2019. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды. Science for education today, 9(5): 48–70. DOI: 10.15293/2658-6762.1905.04
Безукладников К.Е., Безукладников В.К., Прохорова А.А. 2022. Исследование лингвоцифровой компетенции в контексте общей функциональной грамотности. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, 2: 105–121.
DOI: 10.15593/2224-9389/2022.2.9
Быков И.А., Медведева М.В. 2021. Значение медиаграмотности для политической коммуникации в России. Журнал политических исследований, 5(4): 7–22. DOI: 10.12737/2587-6295-2021-5-4-7-22
Веселов Ю.В. 2020. Доверие в цифровом обществе. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Социология, 13(2): 129–143.
DOI: 10.21638/spbu12.2020.202
Голуб О.Ю. 2018. Медиакомпетентность в условиях трансформации массовой коммуникации. Практики и Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований, 3(2): 125–134. DOI: 10.23683/2415-8852-2018-2-125-134
Дружилов С.А. 2018. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты. Психологические исследования, 11(59): 11. DOI: 10.54359/ps.v11i59.280
Добринская Д.Е. 2019. Цифровое общество в социологической перспективе. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 25(4): 175–192. DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-175-192
Иванов В.Г., Игнатовский Я.Р. 2020. Deepfakes: перспективы применения в политике и угрозы для личности и национальной безопасности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление, 7(4): 379–386. DOI: 10.22363/2312-8313-2020-7-4-379-386
Казаков А.А. 2016. Методы манипулирования общественным сознанием в контексте медийной грамотности: политическое измерение. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 12(3): 26–34.
Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. 2020. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения. Государственное управление. Электронный вестник, 83: 271–293.
DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10119
Медведева М.В. 2023. Риски использования нейросетевых технологий в коммуникациях молодежи. Российская школа связей с общественностей, 30: 139–151. DOI: 10.24412/2949-2513-2023-30-139-151
Проказина Н.В. 2021. Цифровая грамотность как основа диалога власти и населения в условиях пандемии. Цифровая социология, 4(3): 36–43.
DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-3-36-43
Троянская С.Л. 2017. Развитие медиакомпетентности студентов в учебной деятельности. Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 27(2): 255–261.
Ходикова Н.А. 2021. Критическое мышление и информационная грамотность. Культура и безопасность, 3: 11–15. DOI: 10.25257/KB.2021.3.11-15
Abi-Jaoude Е., Naylor K.T., Pignatiello A. 2020. Smartphones, social media use and youth mental health. Canadian Medical Association journal, 192(6): 136–141. DOI: 10.1503/cmaj.190434
Carlson M. 2014. The Robotic Reporter. Digital Journalism, 3(3): 416–431. DOI: 10.1080/21670811.2014.976412
Dwivedi Y.K., Kshetri N., Hughes L. et al. 2023. “So what if ChatGPT wrote it?” Multidisciplinary perspectives on opportunities, challenges and implications of generative conversational AI for research, practice and policy. International Journal of Information Management, 71: 102642. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2023.102642
Gonzalez-Perez L.I., Ramirez-Montoya M.S. 2022. Components of Education 4.0 in 21st century skills framework: systematic review. Sustainability, 14(3): 493. DOI:10.3390/su14031493
Hobbs R. 2017. Measuring the digital and media literacy competencies of children and teens. In: Cognitive Development in Digital Contexts. Eds. F.C. Blumberg, P.J. Brooks. Academic Press, London:
–274. DOI:10.1016/B978-0-12-809481-5.00013-4
Ray P.P. 2023. ChatGPT: A comprehensive review on background, applications, key challenges, bias, ethics, limitations and future scope. Internet of Things and Cyber-Physical Systems, 3: 121–154. DOI:10.1016/j.iotcps.2023.04.003
Pennycook G., Rand D.G. 2021. Psychology of fake news. Trends of cognitive science, 25(5): 388–402. DOI:10.1016/j.tics.2021.02.007
Просмотров аннотации: 14
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Илья Анатольевич Быков , Мария Владимировна Медведева , Лариса Валентиновна Шарахина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.