Медиаграмотность как актуальная компетенция в пространстве цифровых коммуникаций с использованием технологий искусственного интеллекта

Авторы

  • Илья Анатольевич Быков Санкт-Петербургский государственный университет
  • Мария Владимировна Медведева Санкт-Петербургский государственный университет
  • Лариса Валентиновна Шарахина Санкт-Петербургский государственный электро-технический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина),

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-1-5-14

Ключевые слова:

медиаграмотность, искусственный интеллект, медиаобразование, медиакомпетентность, цифровая грамотность, цифровая компетентность, политические коммуникации, молодежь, СМИ, массовые коммуникации

Аннотация

Интенсивный рост использования больших языковых моделей в системах генеративного искусственного интеллекта (ChatGPT, GigaChat, Алиса и многих других) актуализирует медиаграмотность как значимую компетенцию личности в постиндустриальном обществе. При этом вопрос о существующих рисках и возможностях использования искусственного интеллекта (ИИ) конкретным индивидом в контексте его собственных компетенций в рамках медиаграмотности исследован недостаточно. В этой связи цель исследования – определение роли медиаграмотности в современных цифровых коммуникациях с учетом рисков и возможностей в условиях интеграции с технологиями искусственного интеллекта. В работе представлен содержательный анализ высокоцитируемых статей за период с 2020 по 2023 годы на платформе Google Академия. Отбор репрезентативного материала осуществлялся  методом метаанализа, критерием стало содержание и наличие в списке ключевых слов «медиаграмотность» и «искусственный интеллект» на русском и английском языках, а также наибольшее количество цитирований за год. В результате анализа исследований были выделены и описаны риски ИИ (негативное влияние на психическое здоровье участников коммуникации и доступность создания фейковых новостей) и возможности ИИ (выполняет рутинные задачи и предлагает креативные решения). Сделан вывод о том, что медиаграмотность постепенно становится необходимой компетенцией для человечества, так как позволяет корректно применять ИИ и минимизировать возможные риски цифровых коммуникаций.

Биографии авторов

Илья Анатольевич Быков , Санкт-Петербургский государственный университет

доктор политических наук, профессор кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: i.bykov@spbu.ru

 

Мария Владимировна Медведева , Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат политических наук, ассистент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: m.medvedeva@spbu.ru

Лариса Валентиновна Шарахина , Санкт-Петербургский государственный электро-технический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина),

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой Связи с общественностью, Санкт-Петербургский государственный электро-технический университет «ЛЭТИ» им.
В.И. Ульянова (Ленина), г. Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: lvkolganova@gmail.com

Библиографические ссылки

Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. 2019. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды. Science for education today, 9(5): 48–70. DOI: 10.15293/2658-6762.1905.04

Безукладников К.Е., Безукладников В.К., Прохорова А.А. 2022. Исследование лингвоцифровой компетенции в контексте общей функциональной грамотности. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, 2: 105–121.

DOI: 10.15593/2224-9389/2022.2.9

Быков И.А., Медведева М.В. 2021. Значение медиаграмотности для политической коммуникации в России. Журнал политических исследований, 5(4): 7–22. DOI: 10.12737/2587-6295-2021-5-4-7-22

Веселов Ю.В. 2020. Доверие в цифровом обществе. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Социология, 13(2): 129–143.

DOI: 10.21638/spbu12.2020.202

Голуб О.Ю. 2018. Медиакомпетентность в условиях трансформации массовой коммуникации. Практики и Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований, 3(2): 125–134. DOI: 10.23683/2415-8852-2018-2-125-134

Дружилов С.А. 2018. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты. Психологические исследования, 11(59): 11. DOI: 10.54359/ps.v11i59.280

Добринская Д.Е. 2019. Цифровое общество в социологической перспективе. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 25(4): 175–192. DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-175-192

Иванов В.Г., Игнатовский Я.Р. 2020. Deepfakes: перспективы применения в политике и угрозы для личности и национальной безопасности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление, 7(4): 379–386. DOI: 10.22363/2312-8313-2020-7-4-379-386

Казаков А.А. 2016. Методы манипулирования общественным сознанием в контексте медийной грамотности: политическое измерение. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 12(3): 26–34.

Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. 2020. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения. Государственное управление. Электронный вестник, 83: 271–293.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10119

Медведева М.В. 2023. Риски использования нейросетевых технологий в коммуникациях молодежи. Российская школа связей с общественностей, 30: 139–151. DOI: 10.24412/2949-2513-2023-30-139-151

Проказина Н.В. 2021. Цифровая грамотность как основа диалога власти и населения в условиях пандемии. Цифровая социология, 4(3): 36–43.

DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-3-36-43

Троянская С.Л. 2017. Развитие медиакомпетентности студентов в учебной деятельности. Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 27(2): 255–261.

Ходикова Н.А. 2021. Критическое мышление и информационная грамотность. Культура и безопасность, 3: 11–15. DOI: 10.25257/KB.2021.3.11-15

Abi-Jaoude Е., Naylor K.T., Pignatiello A. 2020. Smartphones, social media use and youth mental health. Canadian Medical Association journal, 192(6): 136–141. DOI: 10.1503/cmaj.190434

Carlson M. 2014. The Robotic Reporter. Digital Journalism, 3(3): 416–431. DOI: 10.1080/21670811.2014.976412

Dwivedi Y.K., Kshetri N., Hughes L. et al. 2023. “So what if ChatGPT wrote it?” Multidisciplinary perspectives on opportunities, challenges and implications of generative conversational AI for research, practice and policy. International Journal of Information Management, 71: 102642. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2023.102642

Gonzalez-Perez L.I., Ramirez-Montoya M.S. 2022. Components of Education 4.0 in 21st century skills framework: systematic review. Sustainability, 14(3): 493. DOI:10.3390/su14031493

Hobbs R. 2017. Measuring the digital and media literacy competencies of children and teens. In: Cognitive Development in Digital Contexts. Eds. F.C. Blumberg, P.J. Brooks. Academic Press, London:

–274. DOI:10.1016/B978-0-12-809481-5.00013-4

Ray P.P. 2023. ChatGPT: A comprehensive review on background, applications, key challenges, bias, ethics, limitations and future scope. Internet of Things and Cyber-Physical Systems, 3: 121–154. DOI:10.1016/j.iotcps.2023.04.003

Pennycook G., Rand D.G. 2021. Psychology of fake news. Trends of cognitive science, 25(5): 388–402. DOI:10.1016/j.tics.2021.02.007


Просмотров аннотации: 14

Поделиться

Опубликован

2025-03-30

Как цитировать

Быков , И. А., Медведева , М. В., & Шарахина , Л. В. (2025). Медиаграмотность как актуальная компетенция в пространстве цифровых коммуникаций с использованием технологий искусственного интеллекта. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 44(1), 5-14. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-1-5-14

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)