Заголовки политических ток-шоу как средства ориентирующего и суггестивного воздействия на массовую аудиторию (на материале английского языка)
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-1-150-160Ключевые слова:
политический дискурс, дискурс массмедиа, заголовки политических ток-шоу, речевой прием, общественное сознаниеАннотация
В последние годы исследования в области политического дискурса и медиадискурса привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей. Несмотря на интерес к данной проблематике, недостаточное внимание уделяется заголовкам политических ток-шоу как каналу формирования политических ориентиров и трансляции политической информации от адресанта к массовому адресату. Целью данного исследования является выявление и анализ языковых средств, функционирующих в заголовках политических ток-шоу и реализующих ориентирующее и суггестивное воздействие на массового адресата в англоязычном политическом дискурсе. С целью фиксации и анализа эмоционально-экспрессивных приемов в работе рассмотрены средства образности и выразительности в заголовках политических ток-шоу, функционирующие на различных уровнях ориентирующего речевого воздействия. Исследование проводилось на основе комплексного подхода, включающего методы дискурсивного, стилистического и количественного анализа. Фактический материал исследования включал в себя 60 заголовков англоязычных политических ток-шоу, в которых выявлено 115 средств образности и выразительности.
В результате исследования было определено количество и процентное соотношение наиболее распространенных стилистических средств, зафиксированных в заголовках политических ток-шоу, к их общему числу. Было установлено, что к основным средствам образности и выразительности, реализующим максимальный прагматический эффект в заголовках ток-шоу, относятся фигуры замещения: гипербола, метафора, ирония, метонимия. Полученные результаты могут быть использованы в сфере политической лингвистики при изучении англоязычного медиадискурса, приемов и средств суггестивного и ориентирующего воздействия на массовое сознание.
Библиографические ссылки
Список литературы
Афанасьева А.Р. 2014. Метафора в заголовках статей как прием речевого воздействия. Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 4(30):
–75.
Баженова Е.Ю. 2014. Дискурсивные стратегии представления информации в новостных текстах британских СМИ (на материале качественных интернет-газет). Дис. … канд. филол. наук. Благовещенск, 181 с.
Бессонов А.С. 1958. Газетный заголовок. Ленинград, Лениздат, 62 с.
Винокур Г.О. 1929. Культура языка. Москва, Федерация, 335 с.
Вомперский В.П. 1966. К изучению синтаксических структуры газетного заголовка. В кн.: Искусство публицистики (Проблемы теории и мастерства). Тезисы докладов на Республиканской научной конференции (Алма-Ата, 1966). Алма-Ата, Казахстан: 82–85.
Гальперин И.Р. 2009. Текст как объект лингвистического исследования. Под ред. Г.В. Степанова. Москва, URSS, ЛИБРОКОМ, 139 с.
Грицкевич Ю.Н. 2015. Влияние заголовка на построение и реализацию политического дискурса в масс-медийном пространстве. Вестник Псковского Государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Выпуск 1, 155 с.
Добросклонская Т.Г. 2012. Язык средств массовой информации. Москва, КДУ, 115 с.
Жажиева Р.С., Шишкина А.В. 2014. Газетный заголовок: рекламный аспект. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 4(149):150–154.
Карасик В.И. 2002. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, Перемена, 477 с.
Карамова А.А. 2013. Современный политический дискурс: конец ХХ – начало ХХ1 вв. Автореф. дис. … докт. филол. наук. Уфа, 38 с.
Карамова А.А. 2014. Грамматические средства идеологичности политического дискурса. Политическая лингвистика, 2(48):143–148.
Кобозева И.М. 2008. Лингвопрагматический аспект анализа языка СМИ. В кн.: Язык средств массовой информации. Под ред. М.Н. Володиной. Москва, Академический проект; Альма Матер: 221–236.
Карицкая Л.Ю. 2008. Прецедентный текст в газетном заголовке. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 14(4): 148−151.
Менджерицкая Е.О. 2011. Дискурс vs функциональный стиль: что есть язык СМИ? Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 85: Филология. Искусствоведение, 13(228): 99−102.
Милованова С.О. 2010. Газетный заголовок как средство актуализации смысла. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 1: 368−372.
Михалева О.Л. 2002. Политический дискурс: способы реализации агональности. В кн.: Построение гражданского общества. Материалы Международного гуманитарного конгресса (Иркутск, 16–19 сентября 2002 г.). Ч. 3: Русский язык: его современное состояние и проблемы преподавания. Иркутск, Иркутский государственный педагогический университет: 96−105.
Плаксина Е.Б., Кусова М.Л. 2011. Языковые средства реализации воздействующей функции заголовков (на материале российской и французской прессы). Политическая лингвистика, 4(38): 117−120.
Свинцова И.Ю. 2015. Интерпретация заголовка российских СМИ при обучении иностранцев русскому языку. В кн.: Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции (Белгород, 27 февраля 2015 г.): в 7 ч. Под ред. М.Г. Петровой. Ч. 2. Белгород, ИП Петрова М.Г.: 136−145.
Шейгал Е.И. 1998. Структура и границы политического дискурса. Филология, 14: 22−29.
Шостак М.И. 1998. Журналист и его произведения. Москва, Гендальф, 95 с.
Челышев С.А. 2014. Речевое воздействие заголовков печатных изданий (на примере прессы Костромской области). Вестник Костромского государственного университета имени
Н.А. Некрасова, 20(1):188−190.
Bell А. 1991. The Language of News Media. Oxford, UK, Cambridge, MA, 277 p.
Caroline M. de B. Clark. 2007. Views in News Textbook. LED Edizioni Universitarie, 140 p.
Fowler R. 1991. Language in the news: Discourse and ideology in the press. London, New York, Routledge, 254 p.
Garst R.E., Bernstein T.M. 1982. Headlines and deadlines. A manual for copy editors. New York : Columbia University Press, 237 p.
Mardh I. 1980. Headlinese: On the Grammar of English Front Page Headlines. Lund, Liberlaromedel/Gleerup, 200 p.
Morley J. 1998. Truth to tell: Form and function in newspaper headlines. Bologna, CLUEB, 227 p.
Reah D. 2002. The Language of Newspapers. London, Routledge, 126 p.
Phillips L.J., Jorgensen M.W. 2002. Discourse Analysis as Theory and Method. SAGE Publications Ltd, 230 p.
Swan M. 2005. Practical English Usage. Oxford, Oxford University Press, 658 p.
Znamenskaya T.A. 2006. Stylistics of the English Language. Fundamentals of the Course. Moscow, Publ. Editorial URSS, 224 p.
References
Afanasyeva A.R. 2014. Metaphor in headlines as a method of verbal influence. Science Vector of Togliatti State University, 4(30): 72–75 (in Russian).
Bazhenova E.Yu. 2014. Diskursivnye strategii predstavleniya informatsii v novostnykh tekstakh britanskikh SMI (na materiale kachestvennykh internet-gazet) [Discursive strategies of information presentation in news texts of British media (based on high-quality online newspapers)]. Dis. … Cand. Philol. Sciences. Blagoveshchensk, 181 p.
Bessonov A.S. 1958. Gazetnyi zagolovok [Newspaper headline]. Leningrad, Publ. Lenizdat, 62 p.
Vinokur G.O. 1929. Kul'tura yazyka [The culture of language]. Moscow, Publ. Federatsiya, 335 p.
Vomperskii V.P. 1966. K izucheniyu sintaksicheskikh struktury gazetnogo zagolovka [On the study of syntactic structures of newspaper headlines]. In: Iskusstvo publitsistiki (Problemy teorii i masterstva) [The art of journalism (Problems of theory and craftsmanship)]. Abstracts of reports at the Republican scientific conference-seminar (Alma-Ata, 1966). Alma-Ata, Publ. Kazakhstan: 82–85.
Gal'perin I.R. 2009. Tekst kak ob"ekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text as an object of linguistic research]. Ed. G.V. Stepanov. Moscow, Publ. URSS, LIBROKOM, 139 p.
Grickevich Ju.N. 2015. Vlijanie zagolovka na postroenie i realizaciju politicheskogo diskursa v mass-medijnom prostranstve. Vestnik Pskovskogo Gosudarstvennogo universiteta. Serija: Social'no-gumanitarnye nauki. Vypusk 1, 155 p.
Dobrosklonskaya T.G. 2012. Yazyk sredstv massovoi informatsii [Language of the Mass Media]. Moscow, Publ. KDU, 115 p.
Zhazhieva R.S., Shishkina A.V. 2014. Newspaper Heading: Advertising Aspect. Bulletin of the Adyghe state university. Series «Philology and the arts», 4(149):150–154 (in Russian).
Karasik V.I. 2002. Yazykovoi krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language Circle: Personality, Concepts, Discourse]. Volgograd, Publ. Peremena, 477 p.
Karamova A.A. 2013. Sovremennyi politicheskii diskurs: konets KhKh – nachalo KhKh1 vv. [Modern political discourse: the end of the 20th – the beginning of the 21st centuries]. Abstract. ... Doc. Philol. Sciences. Ufa, 38 p.
Karamova A.A. 2014. Grammatical Means of Political Discourse Ideology. Political Linguistics, 2(48): 143–148 (in Russian).
Kobozeva I.M. 2008. Lingvopragmaticheskii aspekt analiza yazyka SMI [Lingvopragmatic aspect of the analysis of the language of the media]. In: Yazyk sredstv massovoi informatsii [Language of the Mass Media]. Ed. M.N. Volodina. Moscow, Publ. Akademicheskii proekt; Al'ma Mater: 221–236.
Karitskaya L.Yu. 2008. Pretsedentnyi tekst v gazetnom zagolovke [Precedent text in a newspaper headline]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova, 14(4): 148−151.
Mendzheritskaya E.O. 2011. Diskurs vs funktsional'nyi stil': chto est' yazyk SMI [Discourse vs. functional style: what is the language of the media]? Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Iss. 85: Filologiya. Iskusstvovedenie, 13(228): 99−102.
Milovanova S.O. 2010. Gazetnyi zagolovok kak sredstvo aktualizatsii smysla [Newspaper headline as a means of actualizing meaning]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 1: 368−372.
Mikhaleva O.L. 2002. Politicheskii diskurs: sposoby realizatsii agonal'nosti [Political discourse: ways of implementing agonality]. In: Postroenie grazhdanskogo obshchestva [Building a civil society]. Proceedings of the International Humanitarian Congress (Irkutsk, September 16–19, 2002). Part 3: Russkii yazyk: ego sovremennoe sostoyanie i problemy prepodavaniya [Russian language: its current state and problems of teaching]. Irkutsk, Publ. Irkutskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet: 96−105.
Plaksina E.B., Kusova M. L. 2011. Language means of realization of influence function of headlines. Political Linguistics, 4(38): 117−120 (in Russian).
Svintsova I.Yu. 2015. Interpretatsiya zagolovka rossiiskikh SMI pri obuchenii inostrantsev russkomu yazyku [Interpretation of Russian media headlines when teaching Russian to foreigners]. In: Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoi nauki [Theoretical and applied aspects of modern science]. Collection of scientific papers based on the materials of the VIII International scientific and practical conference (Belgorod, February 27, 2015): in 7 parts. Ed. M.G. Petrova. Part 2. Belgorod, Publ. IP Petrova M.G.: 136−145.
Sheigal E.I. 1998. Struktura i granitsy politicheskogo diskursa [The Structure and Limits of Political Discourse]. Filologiya, 14: 22−29.
Shostak M.I. 1998. Zhurnalist i ego proizvedeniya [Journalist and his works]. Moscow, Publ. Gendal'f, 95 p.
Chelyshev S.A. 2014. Rechevoe vozdeistvie zagolovkov pechatnykh izdanii (na primere pressy Kostromskoi oblasti) [Speech impact of printed publications’ headlines (on the example of Kostroma region press)]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova, 20(1):188−190.
Bell А. 1991. The Language of News Media. Oxford, UK, Cambridge, MA, 277 p.
Caroline M. de B. Clark. 2007. Views in News Textbook. LED Edizioni Universitarie, 140 p.
Fowler R. 1991. Language in the news: Discourse and ideology in the press. London, New York, Routledge, 254 p.
Mardh I. 1980. Headlinese: On the Grammar of English Front Page Headlines. Lund, Liberlaromedel/Gleerup, 200 p.
Morley J. 1998. Truth to tell: Form and function in newspaper headlines. Bologna, CLUEB, 227 p.
Reah D. 2002. The Language of Newspapers. London, Routledge, 126 p.
Phillips L.J., Jorgensen M.W. 2002. Discourse Analysis as Theory and Method. SAGE Publications Ltd, 230 p.
Swan M. 2005. Practical English Usage. Oxford, Oxford University Press, 658 p.
Znamenskaya T.A. 2006. Stylistics of the English Language. Fundamentals of the Course. Moscow, Publ. Editorial URSS, 224 p.
Просмотров аннотации: 9
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Лилия Анатольевна Долгополова , Елена Павловна Яковлева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.