Цифровая грамотность преподавателей вузов творческой направленности: проблемы, перспективы

Авторы

  • Елена Геннадьевна Шаховалова Алтайский государственный институт культуры
  • Николай Николаевич Шаховалов Алтайский государственный институт культуры
  • Олеся Петровна Кутькина Алтайский государственный институт культуры

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-532-542

Ключевые слова:

цифровизация образования, цифровые технологии, цифровая образовательная среда, цифровая грамотность, цифровая компетентность, цифровое обучение

Аннотация

Подготовка квалифицированных кадров для цифровой экономики является трендом современной системы высшего образования, что обусловливает высокие требования к уровню цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава. В вузах творческой направленности цифровые технологии используются недостаточно эффективно, и это является препятствующим фактором подготовки выпускников, отвечающих новым требованиям к ключевым компетенциям цифровой экономики, поскольку исследования по данной проблеме малочисленны, существующие программы повышения квалификации преподавателей остаются недостаточно эффективными. В связи с этим цель исследования – определить уровень цифровой грамотности преподавателей Алтайского государственного института культуры и их готовность к цифровой трансформации профессиональной деятельности для составления в дальнейшем программы развития цифровой компетенции сотрудников вуза. В результате исследования были выявлены недостаточность знаний и мотивации в применении сквозных цифровых технологий, инструментов для создания цифровой образовательной среды, осуществления обратной связи; затруднения в обеспечении безопасной работы и защиты личной информации в Интернете, в применении облачных технологий, видеохостингов, в организации офлайн и онлайн мероприятий в Интернете. Результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных программ повышения квалификации преподавателей вузов творческой направленности, корректировки индивидуальной траектории профессионального развития.

Биографии авторов

Елена Геннадьевна Шаховалова , Алтайский государственный институт культуры

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музеологии и туризма, начальник учебно-методи-ческого управления, Алтайский государственный институт культуры,

г. Барнаул, Россия

Николай Николаевич Шаховалов , Алтайский государственный институт культуры

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры библиотековедения и информационных технологий, Алтайский государственный институт культуры,

г. Барнаул, Россия

Олеся Петровна Кутькина, Алтайский государственный институт культуры

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе, доцент кафедры библиотековедения и информационных технологий, Алтайский государственный институт культуры,

г. Барнаул, Россия

Библиографические ссылки

Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. 2019. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий. М., Издательство НАФИ, 84 с.

Баймуратова Л.Р., Долгова О.А., Имаева Г.Р., Гриценко В.И., Смирнов К.В., Аймалетдинов Т.А. 2018. Цифровая грамотность для экономики будущего. М., Издательство НАФИ, 86 с. URL: https://nafi.ru/upload/iblock/8f0/8f019c7e455b141dd16f56a1a926bdd0.pdf (дата обращения: 15.05.2022).

Цифровая грамотность. 2022. Региональный общественный центр интернет-технологий. URL: https://индекс.цифроваяграмотность.рф/ (дата обращения: 01.03.2022).

Вызовы цифрового будущего и устойчивое развитие России. Социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2017–2018 годах. 2018. Под ред. Г.В. Осипова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова, Т.К. Ростовской. М., ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 716 с.

Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. 2021. Цифровизация в образовании. Journal of Economy and Business, 4-1(74): 112–115. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-4-1-112-115

Горюнова М.А., Лебедева М.Б., Топоровский В.П. 2019. Цифровая грамотность и цифровая компетентность. Человек и образование, 4(61): 83–89.

Константинова Д.С., Кудаева М.М. 2020. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования. Экономика труда, 7(11): 1055–1072. DOI: 10.18334/et.7.11.111073

Лебедева М.Б. 2019. Цифровая грамотность субъектов образовательного процесса. В кн.: Личность. Общество. Образование. Качество современного образования: актуальные вопросы, достижения, стратегии развития. Сборник статей XXIӀ Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 26-28 марта 2019 г. Под ред. О.В. Ковальчука, А.Е. Марона, В.И. Ребровой. СПб., Ленинградский областной институт развития образования: 407–414.

Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. 2013. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М., Фонд Развития Интернет, 144 с.

Тимофеева Н.М. 2015. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Психология, социология и педагогика, 7 (46): 26–27. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/07/5573 (дата обращения: 15.05.2022).

Шимченко А.В., Касяненко Е.О. 2020. Технология виртуальной реальности как возможный электронный образовательный инструмент формирования практических навыков при переходе вузов к дистанционной модели образования. Вестник высшей школы, 10: 71–85. DOI: 10.20339/AM.10-20.071

Brandhofer G., Wiesner C. 2018. Medienbildungim Kontext der Digitalisierung: Einintegratives Modellfürdigitale Kompetenzen. Online Journal for Research and Education, 10. Available at: https://journal.ph-noe.ac.at/index.php/resource/article/view/574/600 (accessed: 15.05.2022).

Chetty K., Qigui L., Gcora N., Josie J., Wenwei L., Fang C. 2017. Bridging the digital divide: measuring digital literacy. Discussion Papers, 69. Available at: http://www.economics-ejournal.org/dataset/PDFs/discussionpapers_2017-69.pdf (accessed: 15.05.2022).

Ferrari A., Punie Y., Redecker C. 2012. Understanding Digital Competence in the 21st Century: An Analysis of Current Frameworks. In: 21st Century Learning for 21st Century Skills. Proceedings of the 7th European conference on Technology Enhanced Learning (EC-TEL'12), September 18-21, 2012. Lecture Notes in Computer Science, vol 7563. Eds. A. Ravenscroft, S. Lindstaedt, C.D. Kloos, D. Hernández-Leo. Springer, Berlin, Heidelberg: 79-93. DOI: 10.1007/978-3-642-33263-0_7


Просмотров аннотации: 147

Поделиться

Опубликован

2022-10-04

Как цитировать

Шаховалова , Е. Г., Шаховалов , Н. Н., & Кутькина, О. П. (2022). Цифровая грамотность преподавателей вузов творческой направленности: проблемы, перспективы. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(3), 532-542. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-532-542

Выпуск

Раздел

Педагогика