Просоциальное взаимодействие школы и вуза МВД России в профилактике подростковых поведенческих девиаций
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-1-46-60Ключевые слова:
воспитание, просоциальное поведение, просоциальное взаимодействие, взаимодействие школы и вуза, вуз МВД России, профилактика поведенческих девиаций, девиантное поведение подростковАннотация
Воспитание подрастающего поколения осуществляется во взаимодействии различных социальных институтов и организаций. Одной из перспективных форм взаимодействия является просоциальное взаимодействие школы и вуза МВД России в направлении профилактики поведенческих девиаций подростков. Анализ источников выявил недостаточную степень проработки в научной литературе значимых концептов: «взаимодействия школы и вуза МВД России», «профилактики поведенческих девиаций подростков» с учетом современных реалий; «просоциального взаимодействия». Цель исследования – выявление синергетического эффекта организации просоциального взаимодействия школы и вуза МВД России по профилактике подростковых поведенческих девиаций на основе уточнения сущности, особенностей изучаемого феномена, выявления проблем и разработки рекомендаций по их реализации. На основе контент-анализа исследований, представленных на платформах GoogleАкадемия и Elibrary.ru, уточнена сущность понятия «просоциальное взаимодействие»; выявлены его особенности в профилактике подростковых девиаций; определены характеристики двух блоков взаимодействующих субъектов («Школа» и «Вуз МВД России); выявлены проблемы и даны рекомендации взаимодействия субъектов профилактики подростковых поведенческих девиаций в диаде «школа – вуз МВД России». Синергетический эффект изучаемого взаимодействия заключается в интеграции совместной деятельности с опорой на акценты в просоциальных действиях и ценностях по профилактике поведенческих девиаций подростков; в мотивации и просоциальных намерениях; в социальной ответственности за свои действия и действия окружающих.
Библиографические ссылки
Алферова А.Б. 2020. Организация деятельности профессиональных обучающихся сообществ в общеобразовательных школах. Ярославский педагогический вестник, 4(115): 45-52. DOI 10.20323/1813-145X-2020-4-115-45-52. – EDN CBPLEA.
Бакиева Д.А. 2022. Взаимодействие школы и музея как средство социализации подростков. Ямальский вестник, 4(28): 41-47. – EDN XBVDTM.
Баринова Л.В. Веденеева Г.И. 2022. Взаимодействие школы и семьи в отечественных частных гимназиях XIX века. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 2: 81-84. – EDN FHSXRJ.
Богданов А.В., Егоров С.А., Хазов Е.Н. 2017. Роль правового воспитания несовершеннолетних и его влияние на профилактику подростковой преступности. Социально-гуманитарное обозрение, 1: 22-25. – EDN YHMSKX.
Воробьева А.В. 2023. Просоциальная направленность в профилактике поведенческих девиаций подростков. В кн.: Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: тенденции, инновации, технологии воспитательной деятельности. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника в России (Белгород, 07–08 апреля 2023 г.). Отв. ред. И.Ф. Исаев, Н.Л. Шеховская. – Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет: 104-107. – EDN PFMLXC.
Воробьева В.Ю., Проничева О.В., Панферова Е.В. 2023. Профилактика поведенческих девиаций у одаренных подростков. В кн.: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития (к 85-летию ТГПУ им. Л.Н. Толстого). Сборник материалов V Международной научно-практической конференции (Тула, 18–19 октября 2023 г.). Под ред. И.Л. Федотенко [и др.]. Чебоксары, ООО «Издательский дом «Среда»: 188-190. DOI 10.31483/a-10523. – EDN WCPIEO.С.
Григорович Л.А., Горелов А.А., Чудаков А.Ю. 2022. Девиантологическая компетентность будущих педагогов и психологов. Российский девиантологический журнал, 2(1): 63-76. DOI 10.35750/2713-0622-2022-1-63-76. – EDN HAHAPD.
Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. 2020. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего. Культурно-историческая психология, 16(1): 57-67. DOI 10.17759/chp.2020160106. – EDN QIHFIV.
Гуськова А. Г. 2024. Организация сетевого взаимодействия «школа - вуз» как условие эффективной реализации технологического профиля обучения в код-классах. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 1(88): 22-25. – EDN LMVKCU.
Долгалева Е.А., Смолякова Я.В. 2021. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения школьников раннего подросткового возраста. Академическая публицистика, 4: 683-686. – EDN RDWBGD.
Ережипалиев Д.И. 2015. Особенности предупреждения преступности несовершеннолетних. Российская юстиция, 2: 36-39. – EDN UHVMSV.
Ерошенков Н.В., Ерошенкова Е.И. 2015. Сущность и специфика профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 24(221): 134-140. – EDN VHNTVD.
Ерошенкова Е.И. 2022. Теоретико-методологические основы формирования просоциальной установки будущего педагога. Дис. … докт. пед. наук. Белгород, 534 с. – EDN ATUCPG.
Желнин Э.В., Молчанов С.Г. 2022. Нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность по профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних. Инновационные научные исследования, 3-2(17): 98-111. DOI 10.5281/zenodo.6613240. – EDN FLBTGO.
Зиннуров Ф.К. 2019. Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 1: 129-133. – EDN XYMHOM.
Исаева Н.И., Ерошенкова Е.И., Кролевецкая Е.Н. 2012. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий. Современные проблемы науки и образования, 5: 175-182. – EDN PKWUFR.
Карпович Т.Е. 2020. Профилактика поведенческих девиаций посредством преодоления академической прокрастинации у подростков. В кн.: Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции (Ялта, 08–10 октября 2020 г.). Под ред. В.В. Коврова. Симферополь, Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал»: 329-334. – EDN EMIQAW.
Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Гребенюк А.А., Лучинкина А.И. 2022. Кибербуллинг как форма девиантного поведения личности в интернет-пространстве. Научный результат. Педагогика и психология образования, 8(4): 115-126. DOI 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-9. – EDN DNSQWD.
Конасова Н.Ю., Канатов А. И. 2014. Взаимодействие школы с социокультурными институтами как фактор достижения образовательных результатов. Человек и образование, 1(38): 51-55. – EDN SCDFER.
Кормакова В.Н., Ерошенкова Е.И. 2011. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения в системе «школа – вуз». Alma Mater (Вестник высшей школы), 8: 40-44. – EDN OCATZT.
Коротаева Е.В. Андрюнина А.С., Чугаева И.Г. 2023. Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект. Образование и наука, 25(3): 97-121. DOI 10.17853/1994-5639-2023-3-97-121. – EDN RNOMLE.
Куликовская И.Э., Васькина Э.А. 2023. Взаимодействие школы и семьи по вопросам воспитания детей в России: от К.Д. Ушинского до А.С. Макаренко. Гуманитарные и социальные науки, 99(4): 143-148. DOI 10.18522/2070-1403-2023-99-4-143-148. – EDN IFWSWO.
Мокейчев Е.В. 2022. Формирование профессиональных и кросс-возрастных сообществ Петербургской школы. Непрерывное образование в Санкт-Петербурге, 1(15): 17-21. – EDN PFNUTO.
Овчарова А.А. 2012. Технология социально-педагогического взаимодействия школы и семьи (системно-деятельностный подход). Современные проблемы науки и образования, 3: 218. – EDN PAAFVN.
Петрова Н.Ф., Романюк Е.В. 2022. Формирование готовности будущих юристов - бакалавров к взаимодействию с практическими психологами в процессе работы с девиантными подростками. Мир науки, культуры, образования, 5(96): 147-149. DOI 10.24412/1991-5497-2022-596-147-149. – EDN MBMIRP.
Постнов Ю.М., Костюнина Л.И. 2021. Направленность физкультурно-спортивной работы с учащимися девиантного поведения в условиях сетевого взаимодействия вуза и школы. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2(111): 196-203. DOI 10.37972/chgpu.2021.111.2.024. – EDN GAQWCD.
Ребикова Ю.В. 2020. Сетевое взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования. Вопросы педагогики, 9(1): 119-122. – EDN IJQHFO.
Сардушкина Ю.А. 2013. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы. Дис. …канд. пед. наук. Самара, 177 с. – EDN SUPZND.
Хилюк С.О., Днепров С.А. 2021. Проблемы формирования психолого-педагогических и социально-педагогических реабилитационных знаний у будущих сотрудников полиции. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ), 1(4): 71-84. DOI 10.17853/2686-8970-2021-1-71-84. – EDN BACAGT.
Чанышева Г.Г. Чанышев Р.И. 2020. О повышении эффективности подготовки курсантов вузов МВД России к профилактике девиантности несовершеннолетних. Вестник Казанского юридического института МВД России, 11-1(39): 92-97. DOI 10.24420/KUI.2020.39.1.014. – EDN UBIWTP.
Чернов А.Ю. 2020. Взаимосвязь норм просоциального поведения и индивидуальных особенностей личности. Мир науки. Педагогика и психология, 8(4): 61-67. – EDN GTTSHR.
Чернов А.Ю., Курышева О.В. 2020. Типология нормативной регуляции просоциального поведения. Проблемы современного педагогического образования, 68(4): 338-343. – EDN EBBBQF.
Ovcharenko T.Yu. 2023. Features of interaction of formal and non-formal education in a modern school. Sciff. Questions of Students Science, 12(88): 216-219. – EDN IMKVII.
Rubtsov V.V., Ulanovskaya I.M. 2021. Development of Social Competencies of Primary School Children in Schools with Different Ways of Organizing Educational Interactions. Cultural-Historical Psychology, 17(2): 50-58. DOI 10.17759/chp.2021170205. – EDN CICRWM.
Просмотров аннотации: 82
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Анна Владимировна Литвинова, Елена Ивановна Ерошенкова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.