Имитационное моделирование в подготовке классных руководителей: требования к дополнительной профессиональной программе

Авторы

  • Алексей Анатольевич Мирошниченко Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко
  • Наталья Петровна Иванова Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко
  • Елена Владимировна Исупова Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В. Г. Короленко

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-2-174-188

Ключевые слова:

качество образования, образовательная ситуация, разрешение воспитательных ситуаций, имитационное моделирование, факторы риска снижения образовательных результатов, курсы повышения квалификации, подготовка педагогов

Аннотация

Главную роль в обеспечении качества образовательного процесса играет педагог, в том числе и классный руководитель, непосредственно осуществляющий воспитательную работу. Повышение значимости воспитания, введение новых форм воспитательной работы влечет за собой необходимость в подготовке педагогических кадров, способных обеспечить достижение актуальных целей воспитания. Представляемая работа является этапом исследования, проводимого в рамках государственного задания. Её цель – определение требований к содержанию и процессу реализации дополнительной профессиональной программы по подготовке классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций. Представлены результаты опроса учителей, выполняющих функции классных руководителей, на предмет их готовности к успешному разрешению воспитательных ситуаций в результате освоения программ дополнительного профессионального образования. Проведён анализ причин, препятствующих такому разрешению, конкретизированы ожидания классных руководителей от итогов обучения по программам дополнительного образования в виде курсов повышения квалификации. Также представлены результаты анкетирования руководителей общеобразовательных организаций. На их основе сформирован банк воспитательных ситуаций и выполнено их распределение по участникам ситуаций, а также по факторам риска снижения образовательных результатов обучающихся, продуцирующим наиболее актуальные воспитательные ситуации, к разрешению которых следует готовить классных руководителей. Выполнен анализ форм реальности, в которых на последующих этапах проводимого нами исследования планируется описать и реализовать сценарии разрешения моделируемых воспитательных ситуаций. На основе метода групповых экспертных оценок выявлены предпочтительные формы реальности для их имитационного моделирования в вузовском технопарке. На основании представленных результатов определены требования для разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, обеспечивающих подготовку классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций. 

Финансирование: исследование выполнено по проекту «Имитационное моделирование разрешения воспитательных ситуаций классными руководителями в вузовском технопарке» при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках государственного задания (дополнительное соглашение Минобрнауки России и ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко» № 073-03-2024-058/1 от 13.02.2024 к соглашению № 073-03-2023-058 от 19.01.2024, НИОКТР №  1023082200017-6-5.3.1).

Биографии авторов

Алексей Анатольевич Мирошниченко , Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко

доктор педагогический наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко, г. Глазов, Удмуртская Республика, Россия.

Наталья Петровна Иванова , Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко

кандидат педагогический наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко, г. Глазов, Удмуртская Республика, Россия.

Елена Владимировна Исупова , Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В. Г. Короленко

старший преподаватель кафедры музыкального образования, аспирант кафедры педагогики и психологии, Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В. Г. Короленко, г. Глазов, Удмуртская Республика, Россия

Библиографические ссылки

Александрова И.Н., Баженова В.В., Зотова С.С., Иванова Н.П., Ичетовкина Н.М., Колесников Е.А., Мальцева Е.В., Мирошниченко А.А., Скрябина Д.Ю. 2021. Изучаем риски снижения образовательных результатов учащихся. Под ред. В.В. Баженовой. Глазов, Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 132 с.

Болбаков Р.Г., Мордвинов В.А., Синицын А.В. 2020. Смешанная реальность как образовательный ресурс. Образовательные ресурсы и технологии, 4(33): 7–16. DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-7-16

Голохваст К.С., Докучаев И.И., Сергиевич А.А., Смирнов А.С., Тумялис А.В., Хороших П.П. 2019. Виртуальная реальность как компонент виртуальной среды обучения. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 191: 32–44.

Гордиенко Т.П., Марченко С.Г. 2023. Имитационное моделирование как перспективный метод повышения качества образования. Современное педагогическое образование, 4: 24–28.

Землянская Е.Н. 2020. Образовательные ситуации как единица событий образовательного процесса. Наука и школа, 3: 83–92. DOI: 10.31862/1819-463X-2020-3-83-92

Марисова Н.Д., Михеева Т.А. 2021. Технологии виртуальной реальности (VR-technologies) и их применение на уроках предметной области "Искусство". В кн.: Социокультурные исследования в современном культурном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Астрахань, 28 октября 2021 г.). Под ред. Е.В. Хлыщевой [и др.]. Астрахань, Астраханский государственный университет, Издательский дом "Астраханский университет": 127–132.

Мерцалова Т.А., Косарецкий С.Г., Анчиков К.М. и др. 2022. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов. М., НИУ ВШЭ, 96 с.

Мирошниченко И.Л. 2023. Готовность участников образовательных отношений к оценке результатов воспитательной работы. Наукосфера, 7–2: 66–70.

Михайлина Е.Н. 2017. Виртуальная реальность как новый способ взаимодействия с реальностью. В кн.: Компьютер и визуальная культура дизайна в контексте эстетических, онтологических, аксиологических проблем и проектных технологий (Цифровая революция-2017). Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 17 марта 2017 г.). Под ред. А.Н. Лаврентьева, Ю.Б. Ивановой. Москва, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова: 147–151.

Полевода И.И., Иваницкий А.Г., Миканович А.С., Пастухов С.М., Грачулин А.В., Рябцев В.Н., Навроцкий О.Д., Лихоманов А.О., Винярский Г.В., Гусаров И.С. 2022. Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе. Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, 6(1): 119–142. DOI: 10.33408/2519-237X.2022.6-1.119

Сабирова Л.А. 2022. Применение VR-технологии в образовании. Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета, S3(38): 68–69.

Сериков В.В. 1999. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва, Логос, 272 с.

Титовец Т.Е., Поздняк А.В., Вершинина Н.А. 2021. Сущность и модель образовательной ситуации в контексте современного тезауруса педагогической науки. Весці БДПУ. Серыя 1: Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя, 2: 11–14.

Уваров А.Ю. 2018. Технологии виртуальной реальности в образовании. Наука и школа, 4: 108–117.


Просмотров аннотации: 75

Поделиться

Опубликован

2024-06-30

Как цитировать

Мирошниченко , А. А., Иванова , Н. П., & Исупова , Е. В. (2024). Имитационное моделирование в подготовке классных руководителей: требования к дополнительной профессиональной программе. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 43(2), 174-188. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-2-174-188

Выпуск

Раздел

Педагогика